ГИС ЖКХ не работает в полноценном формате: ставропольцы недовольны

Исчезновение бумажных квитанций и абсолютно прозрачные отношения с коммунальщиками. Вот то светлое будущее, которое нам настойчиво пророчили власти с полноценным введением в эксплуатацию Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. На ее шлифовку было отведено несколько лет, и вот вроде бы свершилось. Запустили. Но отзывы тех, кто отныне под угрозой наказания обязан в ней работать (впрочем, и тех, кто просто желает ею пользоваться), заставляют лишь вспомнить ставшую расхожей фразу про то, что хотели как лучше, а получилось как всегда…

ГИС ЖКХ

Сначала вкратце напомню о том, что представлялось в идеале. Нормальная работа одной из самых крупных информационных систем ГИС ЖКХ – задача для государства стратегическая. Ведь именно она должна обеспечить самой проблемной отрасли долгожданную прозрачность. И более того, стать чуть ли не лучшим другом любого собственника жилья: дать возможность человеку видеть полную информацию по своей квартире, дому и двору, проверять правильность начислений за жилищные и коммунальные услуги, оплачивать их, дистанционно передавать показания приборов учета, изучать договоры и акты выполненных работ по дому, чтобы реально контролировать управляющие компании и движение средств. Кроме того через личный кабинет можно было бы избавиться от базарных собраний собственников в многоквартирных домах и проводить голосование в более спокойном электронном формате. Пользователи портала госуслуг или дистанционных сервисов налоговиков уже хорошо знают, насколько подобные вещи упрощают многие бытовые вопросы.

Понятно, что залогом полноценной работы таких систем являются не только технические разработки, но также полноценные и регулярно пополняемые базы данных. На их формирование, кстати, было отведено больше года. И тем, кто до того отлынивал от этой работы, грозили серьезными санкциями. Наконец 1 января 2018 года подошел срок, с которого к обязанностям игроков жилищно-коммунального рынка - управляющих компаний и ТСЖ, поставщиков ресурсов, регоператоров капремонта и органов местного самоуправления – прибавилась и административная ответственность. Штрафы за невнесение или несвоевременную актуализацию информации могут доходить до 50 тысяч рублей.

Кнут, как говорится, появился. Однако на деле практически никто даже при большом желании сделать все по правилам не имеет возможности. Так, на очередном заседании общественного совета при министерстве ЖКХ края, где одним из вопросов повестки как раз была ГИС и собралось много участников процесса, добрых слов не звучало. Система остается нестабильной, регулярно дает технические сбои, ситуация усугубляется и высокой периодичностью обновления версий.

«У нас в УК с системой работают два человека, которые несколько вечеров потратили и в срок забили все нужные данные. А это очень щепетильная и затратная по времени работа. Что в итоге? Система обновилась, и вся информация просто исчезла. Вносим снова, та же история... Но так невозможно – до бесконечности», – поделился мнением общественник, глава Ставропольской общественной организации содействия жилищному самоуправлению Владимир Володин. При этом, замечает он, в случае чего сослаться на неработоспособность системы ни у кого нет законных оснований.

С такой же проблемой неоднократно сталкивались и специалисты Ставропольского городского расчетного центра, который ежемесячно по поручению управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих предприятий отгружает в ГИС ЖКХ солидные объемы информации. «Действительно, доработка системы происходит без обратной совместимости с предыдущими версиями. К примеру, в феврале 2018 года в ГИС вдруг перестали закачиваться платежные документы по более чем 14 тысячам лицевых счетов, – добавляет руководитель СГРЦ Светлана Фомина. – А в январе несколько дней система практически была парализована, и загружаемая информация никак не отрабатывалась. При этом техническая поддержка реагирует очень медленно и зачастую дает банальные отписки на обращения».

Есть, кстати, и конкретные жалобы другой стороны – потребителей, во благо которых, напомним, в конечном счете все это делается. Так, вроде бы стало возможным дистанционное внесение через ГИС оплаты за услуги ЖКХ. Казалось бы, платежи здесь являются ключевым вопросом. Но на деле выясняется, что внесенные деньги попросту «не видят» у себя на счетах ни управляющие компании, ни расчетный центр. А значит, через некоторое время смогут накинуть пеню.

Другой пример из собственной жизни никакого толка от своевременного внесения в систему показаний счетчиков – за воду и электроэнергию – УК, так и не увидев моих цифр, начислила суммы по неким своим подсчетам… Мол, мы с ней не договаривались, что она будет получать показания таким способом, а не по привычке – на бумажке.

Отдельный пласт проблем связан также с многочисленными нестыковками по почтовым адресам. В свое время вносить их должны были муниципалитеты, в итоге сейчас система переполнена дублями (часть из них автоматически блокируется, что влечет новые трудности), какие-то дома вовсе отсутствуют или даже нуждаются в переименовании из-за ранее присвоенных «неформатных» адресов…

Директор Регионального информа-ционно-аналитического центра Сергей Рудометкин (центр занимается внедрением ГИС в крае) соглашается: все жалобы и претензии не голо-

словны, нерешенных вопросов осталось очень много. Но он подчеркивает, это отнюдь не ставропольская реальность – абсолютно все регионы сталкиваются с одинаковыми проблемами и при каждом удобном случае пытаются их донести до федеральных чиновников. Потому пока остается лишь ждать реакции.

Занимательно, что при этом страдают от несовершенства информационной системы даже надзорные органы, призванные следить за наполнением ГИС ЖКХ и в случае выявления дефектов наказывать нарушителей рублем. Начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко привел пример, что даже для инспектора, обладающего максимальными правами доступа к данным системы, по-прежнему остается много закрытых дверей. К примеру, он должен проверять, заполняют ли лицевые счета потребителей поставщики ресурсов, но доступа к этому пласту информации не имеет.

По большому счету, с чем новая система справилась успешно, так это с превращением ее в еще одну статью расходов граждан. Ведь работа с ГИС ЖКХ для тех же управляющих компаний, ТСЖ и ресурсников стоит определенных денег. И даже если это какие-нибудь тридцать-пятьдесят копеек в месяц с квадратного метра жилплощади или одного лицевого счета, очевидно, что затраты в конечном итоге войдут в платежки. При этом пользоваться ГИС будут единицы, а платить придется всем.

Нельзя сказать, что власти на все это закрывают глаза. В федеральной прессе стали мелькать сообщения о якобы возможной скорой смене оператора ГИС ЖКХ, якобы правительство имеет такие намерения. Напомним, что по сию пору за эксплуатацию и развитие системы выступает Почта России. И на днях Счетная палата обнародовала итоги проверки предприятия. Среди прочего аудиторы признали: к полноценному запуску система ЖКХ оказалась не готова.

P.S. При этом еще раз хочется подчеркнуть: сама по себе идея отличная. И в стране есть примеры ее качественной реализации на уровне региональных систем. Причем довольно ответственно к делу подошел и наш край. Ставрополье сейчас входит в число лидеров по размещению информации в ГИС ЖКХ и занимает в общероссийском рейтинге ее внедрения второе место. Но толку-то? Надо ли было так педалировать процесс и настойчиво призывать население активнее пользоваться новым ресурсом, если даже оплачивать коммуналку надежнее в привычном формате – по бумажным квиткам, вне зависимости от того, что содержится в ГИС ЖКХ?

Юлия ЮТКИНА
 
По теме
МУСОРНЫЙ И ЛИФТОВЫЙ ШОК - Ставропольcкие ведомости Вопросы эксплуатации государственной информационной системы ЖКХ, проблемы, возникающие в ходе «мусорной» реформы,
13.02.2018
Решение проблемы двойных «платёжек» за отопление в домах со смешанной системой теплоснабжения обсудили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
12.02.2018
 
 
Международная компания Этажи ищет партнера на рынке Ставрополя. Немного о компании: Из небольшого регионального агентства недвижимости со штатом в 22 сотрудника, нам удалось вырасти в международную компанию.
21.09.2018
«Ростелеком» отметил значительный рост спроса на универсальные услуги связи - Вечерний Ставрополь «Ростелеком» зафиксировал значительный рост потребления универсальных услуг связи, единственным оператором которых на территории страны является компания (в соответствии с Федеральным законом «О связи»).
21.09.2018 Вечерний Ставрополь
Планомерное снижение банками ставок по ипотеке многих наталкивает на мысли о том, что сейчас самое удобное время для покупки жилья.
21.09.2018 Ставропольская правда
Международная компания Этажи ищет партнера на рынке Ставрополя. Немного о компании: Из небольшого регионального агентства недвижимости со штатом в 22 сотрудника, нам удалось вырасти в международную компанию.
21.09.2018 Ставропольская правда
Шестой год на территории Ставропольского края в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г.
20.09.2018 Кисловодский Экспресс
Надеждин Иван Михайлович и Мурлышкин Захар Захарович (фамилии, имена и отчества изменены) жили по соседству, знакомы были с 1998 года, после освобождения последнего из мест лишения свободы.
21.09.2018 Газета Кавказская здравница
Край, согретый любовью и солнцем - Администрация Буденновского МР В Буденновском районе прошли мероприятия, посвященные Дню Ставропольского края День Ставропольского края – ежегодный праздник, который по традиции отмечается в сентябре и является символом нравственного,
23.09.2018 Администрация Буденновского МР
«Здоровый город - здоровый край!» - Администрация Буденновского МР 21 сентября в спортивном комплексе «Старт» проведена спартакиада работников социальной сферы «Здоровый город - здоровый край!», посвященная празднованию Дня Ставропольского края в Буденновском районе.
23.09.2018 Администрация Буденновского МР
Игры Клуба веселых и находчивых уже несколько десятилетий являются одними из самых популярных в эфире Первого канала российского телевидения.
21.09.2018 Газета Кавказская здравница