ГЛАВНЫЙ РАЗВЕДЧИК СОВЕТСКОГО КИНО

Фото: stavgubernia.ru

Помню, однажды по редакции газеты «Ставропольская правда» разнеслась весть: «Сегодня во время перерыва состоится встреча с Павлом Кадочниковым». Тогда, в 60-е годы прошлого века, никому не надо было объяснять, кто это такой. У всех в памяти еще были живы майор Федотов из кинофильма «Подвиг разведчика» и летчик Мересьев из «Повести о настоящем человеке». И, разумеется, исполнитель этих ролей. А женская половина коллектива хорошо помнила также красавца-композитора Мухина из фильма «Иван Антонович сердится».

Самый молодой студент

Пожертвовав обедом, наскоро выпив чаю, мы собрались в большом кабинете редактора. За популярным артистом уже кто-то поехал в гостиницу, а мы с нетерпением ждали его появления. Всем было интересно, как он выглядит в жизни, что расскажет о своем творчестве.

И вот он вошел. Высокий, импозантный, все еще очень красивый в свои пятьдесят с небольшим лет, волосы каштановые, но с едва заметной рыжинкой, крупные черты лица будто вытесаны, что и без грима придает ему облик героя, каким мы и привыкли видеть его в любимых фильмах. Но эта мужественность каким-то удивительным образом сочеталась с несомненной интеллигентностью, даже аристократичностью, из чего напрашивался вывод, что он родился и вырос в семье высокообразованных людей.

Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что его родителями были совсем простые люди, которые жили в Петрограде, где у них в 1915 году и родился сын Павел. Время было трудное, Первая мировая война перетекала в Гражданскую, и отец принял решение уехать вместе с женой и двумя детьми к себе на родину, в уральское село Бикбарда. Маленький Паша был наблюдательным, все подмечал, а потом с юмором изображал жирного торговца с ярмарки или соседку, несущую воду в ведрах на коромысле, а то и поросенка, сбежавшего от свиньи. Однако в артисты не готовился, он любил рисовать, а также по настоянию матери учился играть на разных музыкальных инструментах, просто для себя. В селе он окончил школу крестьянской молодежи.

В родной город, который к тому времени уже назывался Ленинградом, Павел вернулся, когда ему исполнилось 12 лет. Здесь он поступил в художественную студию, продолжая учиться в школе. Но вдруг серьезно заболел отец, работавший у станка на заводе «Красный путиловец». Надо было заботиться о семье, и Павел вынужден был бросить школу и пойти на тот же завод учеником слесаря. Однако студию не оставил, надеясь все-таки стать художником, поэтому пришлось ему работу совмещать с учебой.

Там же находилась театральная студия. Однажды ее руководителю режиссеру Авдееву понадобился мальчик, который бы исполнил частушки. Павел спел их так азартно, что режиссер пригласил его в свою студию, и мальчик увлекся театром. Спустя год режиссер театрального техникума Борис Зон набирал новый курс, и Авдеев привел к нему Кадочникова, считая его очень талантливым. Он умел петь не только частушки, но и прекрасно исполнял неаполитанские песни. Тут выяснилось, что школу-то мальчик не окончил, но его все же приняли. Вскоре техникум повысили до Театрального института, и Кадочников стал студентом в 15 лет. Через пять лет он был там и самым молодым педагогом, преподавал технику речи, одновременно работая в ТЮЗе. Как видно, именно во все эти годы, в этой среде и сформировалась отличавшая Павла Петровича всю жизнь интеллигентность не только во внешнем облике, но и в характере, в поступках, в отношениях с людьми.

Любимые герои

Первой ролью Кадочникова в ТЮЗе (1935 год) был Лель в «Снегурочке». Однажды на спектакль пришел известный кинорежиссер Сергей Юткевич, ему понравился этот артист, и он предложил ему роль молодого солдата в фильме «Человек с ружьем». А в следующей своей картине «Яков Свердлов» режиссер предложил Кадочникову сразу две роли – рабочего парнишки Леньки и… Максима Горького. Худсовет запротестовал: писатель уже в возрасте, а исполнителю чуть больше двадцати! Юткевич отправил артиста в соседнюю комнату гримироваться, и когда он вышел, то все поразились тому, как Кадочников был похож на Горького, и его утвердили.

Следующая роль была уже совсем иного плана – кинорежиссер Ивановский предложил Кадочникову сыграть молодого композитора в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съемки начались в 1940 году, а закончились в 1941-м 21 июня. Началась война, но в тылу, там, где не рвались снаряды, на экранах разворачивалась история романтической любви композитора и певицы.

В то время как экранный герой пребывал в счастливом предвоенном прошлом, его исполнитель подал заявление в народное ополчение, потому что каждый день приходили тревожные сводки с фронта, и он рвался туда. Но его порыв остановили, указав на то, что фильмы, в которых он снимается, имеют оборонное значение. Это были две серии «Обороны Царицына» и «Поход Ворошилова».

Если исключить композитора Алексея Мухина, то можно сказать, что за десять лет работы в кино артист постепенно формировал тот образ советского героя, который был потом воплощен в самых знаменитых его фильмах – «Подвиг разведчика» (1947) и «Повесть о настоящем человеке» (1948). Боец невидимого фронта Алексей Федотов – образ собирательный, но создатели героической ленты, в том числе и режиссер Барнет, признавали, что в сюжете фильма использованы подлинные истории, рассказанные драматургу Маклярскому самими разведчиками или их друзьями. Так, в основе эпизода с похищением гитлеровского генерала лежит реальная история похищения нашим знаменитым разведчиком Николаем Кузнецовым и его сподвижниками генерала фон Ильгена. В фильме, конечно, пришлось изменить детали и имена, там Федотов похищает Кюна. С ним же наш герой, мнимый фашистский офицер и коммерсант Генрих Эккерт, в день рождения генерала пьет за победу, подчеркивая при этом: «За нашу победу!». Кюн ни о чем не догадывается, а публика в зрительном зале ликует, и эта короткая фраза тут же уходит в народ. И ликовали зрители довольно часто, так как лента просто напичкана репликами с двойным смыслом.

Если в предыдущем фильме артисту помогал дар перевоплощения, которым он обладал с детства, то «Повесть о настоящем человеке» потребовала от него больших физических усилий. Ему сделали протезы, на которых он ходил и танцевал, что было очень нелегко. Он длительное время в лютый мороз ползал в лесу по снегу. Прототип героя настоящий летчик Алексей Маресьев (в фильме изменили всего одну букву), который консультировал артиста, с восхищением сказал: «Я полз всего трое суток, а Кадочников уже несколько месяцев ползает. Он переиграл меня!». Дело в том, что в кино полуминутный кадр подготавливается и снимается часами, а если требуются дубли, то уходит и несколько дней. Чтобы добиться правды в перемене состояния героя, однажды за один съемочный день ему пришлось менять грим 12 раз!

Кинолента «Повесть о настоящем человеке», которой в этом году исполняется 70 лет, как и «Подвиг разведчика», шла с огромным успехом и оказывала большое влияние на молодежь, она ринулась в летные училища. А у Кадочникова этот фильм связан с одной любопытной историей. Как-то он отправился на рынок, где к нему в карман залез малолетний воришка. Петр Петрович схватил его за руку и повел… к себе домой. Там подростка отмыли, накормили, одели и оставили жить на несколько месяцев. Потом Кадочников определил его в Суворовское училище. Через 15 лет к артисту явился молодой летчик: «Не узнаете? Я тот самый Коля». И признался, что много раз смотрел «Повесть о настоящем человеке», которая, вместе с памятью о доброте Павла Петровича, и повлияла на выбор профессии.

Два удара судьбы

Жизнь артиста кино непредсказуема: то нет ролей, а то выпадает удача сняться в пяти – семи картинах за год. Так было и у Кадочникова. Фильмография у него обширная. Помимо уже названных, это «Сокровище Серебряного озера», «Снегурочка», где он является и режиссером, «Прощание с Петербургом», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сокровища Агры», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» и другие. Многие из них были сняты уже после встречи в редакции, а тогда речь шла только о более ранних лентах, тех, что и принесли большую популярность артисту, получившему за два своих героических образа Государственные премии. Позднее он получил еще много наград, а также звание народного артиста СССР и Героя Социалистического Труда.

Но нам, конечно, было интересно, что у него за семья. Деликатно спросили, и он ответил, что женат, имеет двух взрослых сыновей, которые тоже связаны с кино. Лишь теперь, располагая различными сведениями, в том числе воспоминаниями его внучки, актрисы Натальи Кадочниковой, можно рассказать об этом подробнее, тем более что семейные трагедии дважды вмешались в его творчество.

Женился Павел в 1934 году на своей однокурснице Розалии Котович, которая не отличалась красотой, зато была комсомольской активисткой и донимала его разными заданиями. Потом они вместе работали в ТЮЗе и играли в «Снегурочке». Прожили вместе более пятидесяти лет. Розалия Ивановна в какой-то момент поняла, что выдающейся актрисой не станет, поэтому оставила сцену и взяла на себя заботы о муже, сопровождая его даже на съемках. Так было и в 1944 году, когда она, ожидавшая ребенка, отправилась вместе с мужем в Тбилиси, где снимался первый отечественный стереоскопический фильм «Робинзон Крузо». Ехали в специальном вагоне вместе с реквизитом и множеством вещей. На станции Кавказской у Розалии начались схватки, пришлось ей и Павлу Петровичу сойти с поезда. Роженицу отправили в больницу, где 27 декабря 1944 года она и родила сына Петра. До Тбилиси добирались уже втроем.

Через два года к Кадочниковым явился четырнадцатилетний мальчик Костя и заявил, что он сын Павла Петровича. Сходство было такое, что в это сразу поверили. Как оказалось, это плод ранних юношеских отношений Кадочникова с актрисой Татьяной Никитиной. Отец помогал ему, поддерживал с ним теплые отношения, а порой Костя и надолго оставался в их доме. Но главной заботой в семье был, конечно, Петя. Сначала он не захотел связывать себя с искусством, как сводный брат, а, окончив школу с золотой медалью, поступил на факультет физики Ленинградского политехнического института, который и окончил.

Но семейная традиция взяла верх, Петр поступил в ЛГИТМиК на киноведение – единственный факультет, где можно было учиться заочно. Окончив его, стал писать сценарии и сниматься в кино. Более всего известны с его участием фильмы «Благочестивая Марта» и «Сильва». Петр женился, у него родилась дочь Наташа. Все жили в одной большой квартире у родителей. Девочке было 12 лет, когда случилось несчастье. Летом 1981 года Петр с женой и друзьями поехал на отдых в Прибалтику, где погиб в 36 лет при загадочных обстоятельствах, вроде бы упал с дерева и разбился.

Известие о гибели сына застало Павла Петровича на съемках картины «Проданный смех». О трагедии знал еще только режиссер Леонид Нечаев, который предложил артисту сделать перерыв. Кадочников, никогда не пивший на съемках, попросил бутылку коньяка и сказал: «Нет, я приехал работать, значит, буду работать». Параллельно он снимался в не менее веселом фильме Евгения Матвеева «Бешеные деньги». Похоже, что в работе он искал возможности преодолеть свое горе. Через три года тоже на съемках Кадочникова настигло известие о смерти Константина, который умер от инфаркта.

Сам Павел Петрович ушел из жизни тридцать лет назад светлым майским днем. Его положили в больницу с острой сердечной недостаточностью, он сказал жене: «Завтра увидимся», но наутро его уже не стало. Тридцать лет – большой срок, но это время не стало годами забвения. Мы до сих пор помним замечательного артиста и восхищаемся его талантом.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

 

Автор Идиллия Дедусенко
 
По теме
 
Более 3000 ставропольчан посетили праздник ставропольского урожая - News.1777.Ru Грандиозным праздником завершилась крупнейшая двухдневная краевая выставка сельскохозяйственной техники «День поля-2018», которая в этом году прошла на территории Буденновского района в ООО «Парижская коммуна».
17.08.2018
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Кавказская здравница Красота – неисчерпаемая тема: она вдохновляет писателей и поэтов на создание шедевров, ее воспевают в музыкальных произведениях.
17.08.2018
Музей краевого Минфина очередной раз принял гостей. Группа молодых коллег финансистов из Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю посетила краевое министерство финансов.
17.08.2018
 
27 БЛЮД ИЗ ЯБЛОК ПРИГОТОВИЛИ ГРУШЕВСКИЕ КАЗАЧКИ - Комитет по делам национальностей и казачества Сегодня в честь православного праздника «Яблочный Спас» в селе Грушевском Александровского района прошел фольклорный праздник под названием «Три спаса - три запаса».
17.08.2018
Новый взгляд: масштабный культурно-образовательный проект - Северо-Кавказский фестиваль короткометражного кино пройдет в Пятигорске - Администрация г. Пятигорск С 22 по 26 августа  в столице СКФО пройдет конкурсный показ, в рамках которого будут отобраны девять лучших фильмов.
17.08.2018
 
Скульптура — один из самых прекрасных видов изобразительного искусства, который восхищает и заставляет людей задумываться о красоте и хрупкости нашего мира.
17.08.2018
В отделении социальной реабилитации социального реабилитационного Центра «Гармония» проводится ряд досугово-театрализованных мероприятий.
17.08.2018
Генерал Дрыманов из СИЗО угрожает свидетелю в Америке Эксклюзивное интервью сбежавшего из России адвоката Евгения Рыжова — о подробностях вымогательства взятки Александром Дрымановым,
17.08.2018 Газета Открытая
Бывало ли у вас такое, что приглянулась вам чужая вещь настолько, что жить без нее не хочется?
17.08.2018 Ставропольская правда
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Дума Председатель Думы Ставропольского края Геннадий Ягубов и депутаты регионального парламента приняли участие в работе краевой выставки сельскохозяйственной техники «День поля – 2018».
17.08.2018 Дума
Национально-культурные автономии городского округа представят на обновленной курортной площади свои традиции, национальную кухню и обряды, а также творчество и историю своего народа.
17.08.2018 Кисловодский Экспресс
Во вторую субботу августа по многолетней традиции наша страна отмечала День физкультурника.
15.08.2018 Кисловодский Экспресс
11 августа наша страна отметила традиционный День физкультурника. Как спортивному обозревателю на Кавказских Минеральных Водах, у меня был выбор,
14.08.2018 Кисловодский Экспресс
Машуке - Кисловодский Экспресс Члены Молодежной палаты при Думе г. Кисловодска успешно защитили на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук» два проекта, посвященных развитию волонтерского движения.
18.08.2018 Кисловодский Экспресс
15 августа 2018 года в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево
17.08.2018 Россельхознадзор по Ставропольскому краю