«Гроза» Островского – премьера к завершению сезона драмтеатра в Ставрополе

Новая премьера Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова – «Гроза» А. Островского – случилась аккурат под занавес сезона. Финальный аккорд получился интересный, хотя и не бесспорный.

Финальная сцена: «темное царство» и его жертва. Фото Юрия Скибина

Меня и сегодня поражает название, данное классиком русской драматургии своей пьесе: что-то безусловно поэтическое и вместе с тем очень тревожное слышится в нем. Если по науке, гроза – одно из самых опасных для человека природных явлений. Не здесь ли кроется ответ? Точнее – предупреждение об опасности. Знакомая со школьной скамьи героиня пьесы Катерина страшится грозы, а на самом деле страшится самой себя, своего запретного чувства… Власть этого страха, впрочем, не смогла остановить ее на безоглядном пути любви. Это сегодня нам, живущим в обществе свободы (нередко раскрепощенной, увы, до беспредела), странно представить себе молодую, полную жизни женщину, трепещущую от страха за прелюбодеяние. Ну что за трагедия? – резонно удивится нынешняя ровесница Катерины, если полюбила другого – уйди от нелюбимого мужа, и все дела. Да вот только как быть с пресловутым «темным царством», окружавшим ее? А царство было еще какое темное... Между прочим, современники А. Островского после появления пьесы в 1859 году на театральных подмостках всерьез клеймили Катерину как безнравственную, бесстыжую преступницу, а драматурга упрекали за то, что эта ужасная женщина представляется в драме «не только не в достаточно мрачном свете, но даже с каким-то сиянием мученичества вокруг чела. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вы ее сожалеете, вы вооружаетесь против ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок». Да-а, какой уж там «луч света в темном царстве»?!

Ох, непроста эта простая школярская классика! Достойна уважения смелость режиссера-постановщика народной артистки России Натальи Зубковой, взявшейся за «Грозу», стараниями педагогики давно ставшей чем-то сугубо хрестоматийным. Картина давней, дикой, по нашим понятиям, жизни представлена в спектакле колоритно, красочно, впечатляет и общей стилистикой, и отдельными образами. Вновь дана нам возможность убедиться и в силе сценического дарования ставропольских актеров: вот совсем недавно они по-хорошему удивляли вокальными талантами в мюзикле «Дубровский», а тут предстают истинными мастерами драматического преображения. Причем независимо от степени важности той или иной роли. Даже самый, что называется, второстепенный персонаж – целая история, судьба, в ярчайших деталях изображенная. А все вместе они выстроены в основательно продуманную совокупность характеров, их взаимосвязей, столкновений, борьбы.

Артистки Оксана Винникова (Катерина) и Полина Полковникова (Варвара). Фото Юрия Скибина

Вообще «Гроза» входит в число немногих классических пьес, поразительно популярных у театральных режиссеров двадцать первого века. При этом, как нередко принято ныне, обходятся с классикой весьма смело, с претензией, разумеется, на оригинальность и – обязательно! – «новое прочтение», философичность et cetera... В ход идет самый разный инструментарий – от использования «живого» китайского языка до откровенно провокационных и распространенных форм «осовременивания». Это как пушкинский Онегин в джинсах, так Катерина – в «брендированной» маечке. Кто-то в качестве декораций водружает посреди сцены остов выброшенного на берег корабля, а кто-то вовсе отказывается от каких бы то ни было декораций, стараясь во что бы то ни стало озадачить зрителя. Словом, мощная ломка стереотипов и разгул новаторства, лишь бы только публике не было скучно. Ну и «пипл хавает». Впрочем, справедливости ради надо сказать, есть и вполне нормальные постановки, относящиеся к классике с бережной аккуратностью, как она того и заслуживает.

К счастью, ставропольская сцена стала для «Грозы» местом реального воплощения темного царства, озаренного лучом любви. Спектакль этот можно, пожалуй, назвать образцом постановки, отличающей русский психологический театр. Тот театр, который многие десятилетия так пристально изучают режиссеры и театроведы всего мира. Театр искренних переживаний, театр, в котором актер словно проживает жизнь своего героя, насколько возможно уложить характер и судьбу в два часа, пока длится спектакль. Идущий, кстати, без антракта. На одном творческом дыхании. Очень правильный режиссерский ход: не дать за пятнадцать минут перерыва остыть накалу зрительских переживаний, а наоборот, придавать ему все большую эмоциональную остроту. Да и сами актеры тоже не теряют эти минуты, оставаясь в тонусе образа, все глубже вживаясь в него. Конечно, это для актера особая нагрузка, зато и эффект получается впечатляющий.

Исполнительский ансамбль «Грозы», как уже сказано выше, демонстрирует замечательные высоты профессионализма. А некоторые актеры здесь покоряют и собственные творческие вершины. Имею в виду прежде всего Оксану Винникову в роли Катерины. Она убедительна и чувственна одновременно, даже в самых страстных монологах не переигрывает, не нагнетает, а именно проживает муки и сладость «преступной» любви, страх перед расплатой и ужас от самой себя… И покорность жребию жертвы: за счастье надо заплатить самую высокую цену! Только тогда люди поймут, как важен был для нее этот «грех». Но поймут ли? Способно ли на понимание «темное царство»? Для Катерины это уже не будет иметь значения. Главное – она любила. Дай бог, чтобы и дальше в послужном списке молодой актрисы появлялись столь же глубокие, значительные роли, в которых артист может так многогранно и так интересно высказаться.

Артисты Александр Кошелевский (Борис), Владимир Лепа (Кулигин) и Олег Хомутов (Кудряш) в сцене из спектакля. Фото Юрия Скибина

Вновь порадовали все поколения ставропольской труппы. И обожаемые ставропольской публикой мэтры – заслуженный артист России Михаил Новаков в роли хрестоматийного самодура Дикого, Людмила Ковалец – представшая чудесной мистической фигурой сумасшедшей барыни. И весьма качественное среднее поколение – Владимир Лепа в образе очаровательного в своей провинциальной наивности философа-изобретателя Кулигина, Мадина Шарипова, самоотверженно преобразившаяся в страшную во всех смыслах «вещунью» Феклушу. И многообещающая молодежь, очень достойно подхватывающая творческую эстафету. Вновь покоряет своим природным (и народным!) обаянием Полина Полковникова, предлагающая в лице Варвары иной вариант любви – бесстрашной, бесшабашной, разудалой. Для такой девушки и должен кавалер петь под гармошку старинную трогательную песню «Когда б имел златые горы...». Что самозабвенно и делает первый парень «темного царства» Кудряш, задорно и органично исполненный Олегом Хомутовым.

Совершенно неожиданна в «Грозе» признанная любимица публики Ирина Баранникова. Актриса, которую зритель давно привык видеть в ролях эффектных красавиц, к чьим ногам склоняются рыцари, и вдруг - Кабаниха? Думаю, со мной согласятся тысячи поклонников замечательной актрисы: ее однозначно положительный имидж так прочен и так всем нам дорог, что сердце никак не хочет принимать такую Марфу Кабанову. Где ее лицемерная набожность, где особый вид материнского самовластья, сгубивший не одну сыновью судьбу? При одном лишь взгляде на улыбку Ирины большинству зрителей хочется улыбнуться в ответ. Ну где же тут самодурство и темнота? Хотя сама актриса как профессионал, безусловно, вкладывает в героиню положенную персонажу драматургическую нагрузку. Увы, но этот выбор мне представляется ошибкой режиссера. При том что задумка, наверное, была любопытная: попытаться сконструировать свой, отличный от хрестоматийного, облик некоронованной царицы «темного царства». Кстати, режиссер имеет полное право на творческие попытки, и потому не хотелось бы показаться этаким занудным критиканом. И Наталья Зубкова, и Ирина Баранникова пошли на эксперимент, очко в их пользу. И кто знает, возможно, к новому творческому сезону их «Гроза» созреет в нечто еще более интересное?

Да уже и так спектакль получился. Причем не по кальке школьной программы. А по собственному четкому представлению творческого ансамбля. Очень выразительно показана жуткая картина беспросветного провинциального болота, мастерски нарисованного великим русским драматургом: с душевной болью за такую Русь – дикую и страшную, способную довести человека до крайней черты. Постановщику и актерам удалось передать эту боль очень точно, эмоционально, причем – без нарочитого театрального преувеличения, коим порой грешат иные постановки. «Гроза» несомненно займет достойное место в репертуаре театра, станет прекрасным помощником педагогам в привлечении современной молодежи к замечательной отечественной классике. Помнится, великие советские кинофильмы «Герой нашего времени», «Война и мир», «Судьба человека» и многие другие становились, нет, не иллюстрациями литературных первоисточников, но по-своему необходимым визуальным сопровождением для юношества по миру словесности. Посмотрев это кино, многие с новым чувством открывали «обязательные» книги. Кажется, сегодня, в наш «цифровой» век, это становится особенно актуальным.

Более десяти лет назад на афишах ставропольского театра появилась «Бесприданница» А. Островского, тогда явно не ставшая событием должного масштаба. Тот спектакль, поставленный приглашенным режиссером, вышел до обидного вялым, монотонным, невыразительным, что с искренним сожалением констатировала тогда « Ставропольская правда ». Зритель не ощутил духа той удивительной по силе драматургии, которая не зря же столько десятилетий живет на сценах сотен театров. Тем радостнее сознавать сегодня, насколько более успешной выглядит нынешняя «Гроза», грянувшая под занавес сезона. Думается, она и следующий сезон способна украсить.

Наталья БЫКОВА
 
По теме
В Ессентуках на улице Шоссейной водитель «Мерседеса» не справился с управлением и, выехав на встречную полосу, столкнулся с «ВАЗ 2110».
Ставропольская правда
Марафон достижений - Управление культуры  Всероссийский проект "Марафон достижений" в действии на территории Курского муниципального округа.
Управление культуры
Наследники Лермонтова - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Новый культурный проект «Наследники Лермонтова», посвященный 210-й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова, направлен на популяризацию художественного творчества великого поэта России и развитие креативных талантов молодежи.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Воссоединение Крыма с Россией - Арзгирский район которое произошло в марте 2014 года, событие исторического масштаба! События Крымской весны навсегда останутся в наших сердцах!
Арзгирский район