Инклюзивное образование: обратная сторона медали

Фото: www.opengaz.ru
Отношение к инклюзии у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями.

Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

Слово " инклюзия " используется в России для того, чтобы охарактеризовать особенность процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В переводе с французского inclusif означает "включающий в себя". То есть, инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.

Отношение к этому у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные принципы  инклюзивного образования  заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:

Ценность человека зависит не от достижений и способностей.

А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?

Способность думать и чувствовать есть у каждого.

В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.

Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.

Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.

Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.

Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.

Человек нуждается в дружбе с ровесниками.

Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.

Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в  российские школы  не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.

Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:

  • во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
  • во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
  • К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению  детей с ОВЗ  в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго "застопорить" полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.

    На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?

    ПОЧЕМУ ОБЩЕСТВО НАСТОРОЖЕННО ОТНОСИТСЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

    Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.

    У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде  особенных детей . При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.

    Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.

    Ярые  противники инклюзивного образования  уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.

    Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.

    Было время, когда почти в каждой школе были  классы коррекции . Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.

    Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.

    Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место  обучения ребенка с ОВЗ , сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.

    Источник: © Навигатор образования
     
    По теме
    Дмитрий Сатин: развитие информационного обмена между ФНС России и ФТС России позволяет совершенствовать налоговое законодательство - УФНС Ставропольского края О том, как расширение информационного взаимодействия ФНС России и ФТС России влияет на совершенствование налогового законодательства в части администрирования 0% ставки по НДС,
    22.09.2018
    В преддверии празднования Дня города в Центральной городской библиотеке состоялась презентация 3-го литературного сборника «Берег надежды», изданного по итогам работы «Школы литературного мастерства.
    21.09.2018
     
    Международная компания Этажи ищет партнера на рынке Ставрополя. Немного о компании: Из небольшого регионального агентства недвижимости со штатом в 22 сотрудника, нам удалось вырасти в международную компанию.
    21.09.2018
    Работа по привлечению к ответственности работодателей, отказывающих в приеме на работу инвалидам в пределах установленной квоты, находится на особом контроле.
    21.09.2018
     
    Ставропольские эксперты ОНФ разрабатывают предложения по сохранению му... - ОНФ в Ставропольском крае Каждая вторая бесплодная семья не имеет детей по вине мужчины. Такую статистику озвучили эксперты на круглом столе в краевом уроандрологическом центре в Ставрополе.
    21.09.2018
    Заказчик приказал долго жить, а исполнителям придется ответить за содеянное - Газета Кавказская здравница Надеждин Иван Михайлович и Мурлышкин Захар Захарович (фамилии, имена и отчества изменены) жили по соседству, знакомы были с 1998 года, после освобождения последнего из мест лишения свободы.
    21.09.2018 Газета Кавказская здравница
    Шестой год на территории Ставропольского края в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г.
    20.09.2018 Кисловодский Экспресс
    660 школьников со всей России посетили достопримечательности Кисловодска - Администрация г.Кисловодска По Национальной программе детского туризма «Моя Россия» с июня по октябрь для детей со всей страны был организован трехдневный культурно-познавательный маршрут «По Лермонтовским местам».
    21.09.2018 Администрация г.Кисловодска
    край - Кисловодский Экспресс В Центральной городской библиотеке  имени А.И. Солженицына состоялось творческое мероприятие, приуроченное ко Дню Ставропольского края.
    21.09.2018 Кисловодский Экспресс
    Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова продолжает радовать пятигорчан и гостей курорта яркими культурными событиями.
    21.09.2018 Пятигорская правда
    В Ставрополе выбрали лучшие краеведческие книги В краевой библиотеке им.
    19.09.2018 Ставропольские губернские ведомости
    В Ставрополе стартовал масштабный художественный проект В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия — 2018».
    19.09.2018 Ставропольские губернские ведомости
      Назначения арбитров и инспекторов на перенесенные матчи Первенства Ставропольского края по футболу Вторая группа    Подгруппа А Перенесенные игры 14 тура  23 сентября Начало игр в 16:00 Торпедо (Ге
    21.09.2018 Федерация футбола
    Игры Клуба веселых и находчивых уже несколько десятилетий являются одними из самых популярных в эфире Первого канала российского телевидения.
    21.09.2018 Газета Кавказская здравница
    Владимиров: Ставрополье всегда будет славиться своими труженикам, своими талантами - Единая Россия Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров поздравляет жителей с Днем края Эта дата занимает особое место в сердце каждого из нас – всех, кто гордится малой родиной, связывает с ней своё будущее.
    22.09.2018 Единая Россия
    До конца года целый ряд населенных пунктов Ставрополья кардинально улучшит качество водоснабжения: по официальным подсчетам, радость от бесперебойной подачи воды вскоре смогут ощутить 18 тысяч человек.
    21.09.2018 Ставропольская правда