Как фермеру заявить о себе

Фото: www.business-st.ru

Согласно данным исследования, проведенного экспертами корпорации Nielsen, российские покупатели в  большинстве случаев склонны приобретать продовольственные товары отечественных производителей. В тройку лидеров продовольственных категорий вошли овощи [75%], молоко [80%] и  мясо [81%].

По мнению руководителя сети магазинов “Наша ферма”, занимающихся реализацией товаров местного производства, Данилы Спирова, такой выбор обуславливается возрастающим желанием потребителей покупать свежие продукты, с небольшим сроком годности, выращенные поблизости, а не привезенные издалека.

— Данила Саввович, почему вы, юрист по образованию, перешли в совершенно другую область и решили заняться сетью магазинов?

— Начну с того, что я действительно работал в сфере юриспруденции, но сказать, что к фермерскому хозяйству не имею никакого отношения, нельзя. Я всю жизнь прожил в селе. Мне с детства знакомы технологии выращивания и подготовки мяса к продаже. Более того, много моих знакомых занимается предпринимательской деятельностью, напрямую связанной с сельским хозяйством.

На их примере я убедился, что продать фермеру свою продукцию трудно. Отечественные ритейлеры предъявляют довольно жесткие требования: поставки продукции по минимальным ценам, точно в срок, в хорошей упаковке. Самый простой вариант — реализовать продукцию частями в разных местах. Но тогда получается, что сам фермер не может зарекомендовать свое имя. Его товар не запомнят, какого бы хорошего качества он ни был. Вы же не знаете точно, кто именно является производителем баранины, которую реализуют на рынке. А в небольшом сетевом магазине производитель будет представлен постоянно, и покупатель будет об этом знать.

Постепенно мы пришли к мысли: если хотим предложить потребителю качественные свежие продукты по доступной цене, нужно взять все под контроль, минуя посредников и переплаты. Я имею в виду весь процесс: разведение, выращивание, производство, транспортировку и, естественно, продажу. Моей задачей стало налаживание розничной торговли.

— Со сколькими хозяйствами вы сотрудничаете? И можно ли сказать, что в крае спрос на мясную продукцию и предложение соответствуют друг другу?

— Наш главный поставщик — КФХ “Цимлянское”, но всего их около десятка. Естественно, вся продукция сертифицирована и проходит контроль качества. В основном работаем с теми, с кем и начинали, но предложений на рынке достаточно. Например, свинины в крае много, на мой взгляд, она даже превышает спрос.

Цыплят бройлеров нам поставляет три хозяйства. По домашней птице сотрудничаем только с одним КФХ, которое находится под Светлоградом. Баранину берем у четырех поставщиков. Производство свинины и птицы в крае уже налажено массово. А вот баранину и говядину чаще для продажи предлагают мелкие хозяйства, разбросанные по всему краю: Арзгирский, Шпаковский, Цимлянский районы...

Практически в любом районе края можно найти КФХ, которые занимаются выращиванием крупного рогатого скота. И мы не уступаем нашим соседям. Бытует мнение, что благодаря корму на высокогорных пастбищах лучшую баранину производят в Карачаевске. Но посмотрите на изобилие трав в Арзгирском районе — мясо здесь ничуть не хуже.

Возвращаясь к теме продовольственной безопасности: у нас масса хозяйств, кошар, зарыбленных прудов. Я вижу, что у многих есть желание заниматься фермерством. Обидно, когда люди, живущие в таком богатом ресурсами крае, покупают продукты из других регионов. А все потому, что у местных фермеров нет возможности заявить о себе.

— Есть другая сторона медали: для некоторых фермерское мясо — это прежде всего то, что продается на улице прямо с машины...

— Это опасные стереотипы. Люди подвержены стадному чувству: если стоит толпа, значит, предлагают хороший товар, и нужно тоже взять. Но кто может гарантировать, что мясо действительно домашнее? Возможно, этот человек — перекупщик. На руках нет ветеринарных справок, вообще документов для законной торговли, не соблюдаются санитарные правила. Кому в случае чего предъявлять претензии, если купил мясо из багажника? И что самое интересное: люди готовы отдавать за такой продукт больше денег, чем в магазине. Просто переплачивают за то, что продавец называет товар “домашней” свининой.

Первоначально у меня была идея наладить легальную выездную торговлю с автолавки, чтобы можно было обеспечивать продукцией места, где, например, отсутствуют стационарные продовольственные магазины. Для этого требовались специализированный автомобиль и прицеп, оборудованный для нахождения в нем продавца и хранения продуктов [холодильным оборудованием]. Но оказалось, что выездная торговля мясом у нас запрещена, тогда как продажа овощей и фруктов разрешается.

— Как дальше определялись с форматом бизнеса? В чем особенности фермерских магазинов?

— Открыть мясную точку на рынке или на территории супермаркета проще и дешевле. Но мы хотели предложить большой ассортимент продукции — от свежего мяса до полуфабрикатов, а значит, нам нужен был именно магазин. Конечно, это потребовало солидных затрат. Самой дорогой частью бизнес-плана стало приобретение оборудования. Обычный холодильник для хранения будет стоить около 70 тысяч рублей. Для такого магазина, как наш, потребуется 6-7 штук, плюс холодильная камера, витрины для выкладки и масса другого оборудования.

Что касается особенностей формата, фермерские магазины обычно специализируются на каком-то одном виде товара. Например, мы — на мясных продуктах. Таким образом проще отслеживать качество. Еще один важный момент — преобладание ассортимента с кратким сроком хранения. Например, у нас даже полуфабрикаты охлажденные, а не замороженные. Не бывает такого, чтобы мы забивали холодильники заранее на 2-3  дня — все это делается по мере необходимости. В день повару поступает по 10-15  заявок от каждого магазина, и к вечеру практически все раскупается. Обмануть не получится — несвежий охлажденный полуфабрикат видно сразу, та же панировка станет коричневого цвета.

Некоторые фермерские магазины грешат высокой маржой в целях поддержки местного производства. Но поскольку мы сами и производители, и поставщики, и реализаторы относительно большей части продукции, стараемся удерживать демократичные цены. Нам не нужно тратить деньги на посредников — даже туши разделываем сами.

— Как сказались на продажах кризисные времена? И как собираетесь развивать свое предприятие?

— Самым сложным для нас был 2014 год — птица везде подорожала примерно на 50 процентов, но розничную стоимость поднимать было нельзя, иначе люди просто перестали бы ее покупать. Крыло, филе, бедро, окорочка, суповой набор — самые ходовые товары во все времена. Мы постарались грамотно подойти к маркетингу — устраивали акции, скидки, предложения, чтобы к нам приходило как можно больше клиентов. Зарабатывать не получалось, но мы выдержали. Сейчас цены стабилизировались, хотя и не упали до прежних показателей.

Если говорить о развитии, многие клиенты спрашивают о том, когда появится еще один магазин “Наша ферма”. Но мы не гонимся за количеством, мы уже достигли многого — большой товарооборот, высокий коэффициент конверсии в магазине. И открывать следующую точку будем тогда, когда убедимся, что сможем это сделать не в ущерб качеству. Ну а чем больше будет магазинов, тем больше мы сможем направлять инвестиций на развитие собственного производства.

 
По теме
Подготовка бюджета Ставрополья 2019 года стала одной из тем еженедельного планового совещания членов краевого Правительства и руководителей органов краевой исполнительной власти, которое провел  Губернатор Владимир Владимиров.
23.07.2018
 
Ряд СМИ и соцмедиа зафиксировали конфликт в МРЭО ГИБДД Буденновска: поспорили сотрудник МРЭО и местный житель, полицейский применил к гражданину физическую силу и прием борьбы.
23.07.2018
 
Арбузный рейд в Пятигорске: пресс поставил точку в реализации нелегальной бахчевой продукции - Администрация г. Пятигорск Контрольно-инспекционный отдел городской администрации при поддержке полиции и сотрудников Пятигорской городской станции по борьбе с болезнями животных провел очередной рейд по точкам несанкционированной торговли.
23.07.2018
Ряд СМИ и соцмедиа зафиксировали конфликт в МРЭО ГИБДД Буденновска: поспорили сотрудник МРЭО и местный житель, полицейский применил к гражданину физическую силу и прием борьбы.
23.07.2018 Ставропольская правда
Фото пресс-службы ГУ МВД России по краю В Ставрополе прошло полицейские провели профилактическое мероприятие, в ходе которого проверили, как соблюдается краевой закон по обеспечению тишины,
23.07.2018 Ставропольская правда
Мастер исторической прозы - Администрация г. Михайловска   В Центральной библиотеке Михайловска провели обзор литературы Валентина Пикуля, посвященный 90-летию со дня рождения писателя.
23.07.2018 Администрация г. Михайловска
Открытие кинофестиваля Хрустальный ИсточникЪ в Ессентуках собрало более 10 тысяч зрителей, что по словам кинематографистов, стало рекордом.
23.07.2018 Кисловодский Экспресс
С древних времен, как только были изобретены шахматы, поединок за шахматной доской сравнивали с боевыми действиями двух армий: белые и черные.
23.07.2018 Министерство труда и соцзащиты
Второй шахматный фестиваль «Невинномысск-open» прошел в Невинномысске. Главная цель турнира, имеющего пока что небольшую историю, но ставшего, тем не менее, традиционным – заявить о Невинномысске,
23.07.2018 Ставропольская правда
Подготовка бюджета Ставрополья 2019 года стала одной из тем еженедельного планового совещания членов краевого Правительства и руководителей органов краевой исполнительной власти, которое провел  Губернатор Владимир Владимиров.
23.07.2018 Органы государственной власти
23 июля 2018 года сотрудником отдела государственного ветеринарного надзора по Карачаево-Черкесской Республике,
23.07.2018 Россельхознадзор по Ставропольскому краю