В праздник Вознесения Господня, 9 июня, в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя прошла божественная литургия, которую возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В храме присутствовали казаки Терского казачьего войска, атаманы, духовенство епархии.
+2 фотоКак сообщалось ранее, ставропольские казаки во главе с владыкой Кириллом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества совершили первую паломническую поездку в рамках православной культурно-этнографической экспедиции « Святой Афон ». Организаторы экспедиции, которая будет проводиться до 2020 года, – Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Фонд развития казачества «Отечественное казачество». В основе проекта – идея в год 1000-летия присутствия русского монашества на Святой горе Афон, а также в течение последующих четырех лет привозить группы молодых представителей войсковых казачьих обществ на Афон для участия в совместных богослужениях и более близкого знакомства с особым духовным устройством жизни многоязыкой православной общины. Эту задумку поддержали атаманы и казаки всех 11 реестровых казачьих войск.
Первая поездка состоялась при личном организационном участии митрополита Кирилла и поддержке губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова.
В храме целителя Пантелеимона в Русском Свято-Пантелеименовом монастыре митрополит Кирилл совершил чтение акафиста Пресвятой Богородице. На следующий день паломники посетили Ватопедский монастырь, поклонились величайшей святыне православного мира – поясу Пресвятой Богородицы и помолились у чудотворной иконы «Всецарица». Затем они побывали в скиту Успения Богородицы на восточной стороне Святой горы. По преданию, это древнейшая русская обитель в мире, основанная в X веке дружинниками просветительницы Руси, святой равноапостольной княгини Ольги. Далее путь паломников лежал в лавру Святого Афанасия, скит Старый Русик и Иверский монастырь.
В течение 2016 года запланировано четыре казачьи поездки на Афон. Непосредственный отбор среди учащихся образовательных учреждений и молодежных общественных организаций осуществляют территориальные войсковые казачьи общества. При этом учитывается уровень использования культурно-исторических традиций казачества в учебной деятельности и духовно-нравственном воспитании.
…Тема присутствия казаков на Афоне пока слабо изучена. Однако даже разрозненные эпизоды, описанные в научной литературе, свидетельствуют о том, что, например, некоторые военнослужащие времен Петра Первого принимали монашество и служили в афонских монастырях. Такова, в частности, фигура святого Иоанна Русского, самого почитаемого в Греции. Оказавшись в турецком плену, он после пыток не отказался от исповеднического пути и позднее, получив свободу, совершал паломничество, служил на Святой горе. Сегодня его десница хранится в Русском монастыре. С большой долей достоверности можно говорить о принадлежности Иоанна Русского к казачьему сословию: в период освободительной войны Богдана Хмельницкого практически все православное население Малороссии причисляло себя к казакам, и потому выходец из Малороссии св. Иоанн Русский – это российский православный воин, в родословии которого также есть изначальный казачий корень. Еще один любопытный факт: в Иверском монастыре Святой горы служившие там монахи были родом из Осетии, а значительная часть осетин до революции 1917 года зачислялась в казаки. Казаки когда-то жили и в ныне, к сожалению, заброшенной афонской обители – Черный Выр.
Ждет своего подробного описания жизнь схимонаха Константина Семерникова (1887-1913), донского казака, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отмеченного боевыми наградами. По линии Красного Креста в группе из 50 монахов он бывал в районах боевых действий в период Русско-японской войны. На Афоне известен как настоятель обители святого Иоанна Златоуста. Все силы положил на ее сохранение в период Второй мировой войны, оберегал братию и помогал страждущим.
Как видим, в разные эпохи у казачества существовали достаточно прочные живые связи со Святой горой. Сегодня погружение современных казаков в занимательные исторические глубины призвано содействовать возрождению этих контактов и духовных традиций. Особенно интересно и полезно это для молодого поколения.
Наталья БЫКОВА , при содействии пресс-службы Ставропольской митрополии