Инсталляция ставропольских мастеров — трехметровое дерево из натуральных материалов, — представленная на юбилее крупного федерального портала, запомнилась многим присутствующим. Недавно широкая публика смогла увидеть ее и на прошедшем в краевой столице благотворительном забеге.
Корреспондент “СБ” встретилась с автором проекта, флористом Анастасией Елфимовой.
— Анастасия, расскажите о вашей профессии и ее специфике. Есть ли нехватка специалистов?
— Флористами сегодня хотят стать многие — все благодаря социальным сетям, где выкладываются очень красивые фотографии цветов и букетов. Учитывая внешнюю легкость композиций, на первый взгляд кажется, что работа приятная и несложная. Так что желающих поработать в цветочном бизнесе много, но вот хороших специалистов явно не хватает. Это проявляется в решении технических вопросов — в креплении композиций на свадебный автомобиль, создании арки, украшении помещения. Для этого нужны опыт и соответствующее обучение.
Понятно, что можно постараться и собрать симпатичный букет, ведь цветы сами по себе прекрасны. Но вот сделать так, чтобы он простоял долго, а композиция хорошо держалась и самого крепления не было видно, — непросто. А еще наша работа не всегда овеяна романтикой. Флористы привычны к физическому труду — мы носим тяжелые коробки, устанавливаем и разбираем громоздкие конструкции, подолгу работаем в цветочном холодильнике, а там влажно и холодно.
— Какие услуги востребованы во флористическом бизнесе? Как отразился на нем кризис? И какие из дорогих цветов по-прежнему популярны?
— Основной заработок флориста — это не продажа цветов поштучно, как на рынке, а именно составление букетов. Исходя из моей практики, могу сказать, что люди готовы платить за оформление торжеств, юбилеев и, конечно, свадеб. Труд флориста оценивается так — процент от полученной за выполненные работы прибыли.
Что касается кризиса, то он сильно повлиял на нашу сферу. Живые цветы, особенно европейские, стали очень дорогими. А для минимального оформления, скажем, свадьбы, нужны букет невесты, композиция на машину, на столы для новобрачных и для гостей... Куда дешевле взять аренду искусственные цветы. Молодые часто склоняются к такому варианту, и за три последних года мы с этим смирились, хотя это скорее относится к декору, а не флористике. Некоторые известные мастера принципиально продолжают работать только с живым материалом.
Что касается дорогостоящих цветов, то такими всегда были орхидеи, но недавно их превзошел пион. Его покупают как в букетах, так и поштучно. Не в сезон стоимость может достигать 800 рублей за один экземпляр. Более доступные аналоги — английские розы Дэвида Остина, но обойдутся они тоже недешево — 500-700 рублей за штучку. На одной ступени стоят внешне похожие на них лютики, или ранункулюсы, стоимостью от 400 рублей.
— Вы упомянули об образовании. Что нужно для получения специальности флориста?
— Существуют частные школы и академии. Лучшая находится в столице и предлагает два курса — короткий и полный, рассчитанный на 2 года. Но все это дополнительное образование. То, что преподносится в качестве высшего или среднего профессионального, скорее всего, будет ландшафтным дизайном, где флористика представлена курсом.
В Москве получить образование в этой сфере легче — профессиональная жизнь кипит: семинары, мастер-классы, выставки, конкурсы... А вот в крае обучающих программ явно не хватает. Пару раз я и сама организовывала мастер-классы с приглашенным специалистом. И могу сказать, что это невыгодно. Большая часть денег уходит на закупку хорошего расходного материала, европейского цветка. Плюс нужно оплатить проезд самого флориста и его внушительный гонорар. Да и стоимость мастер-класса — от 15 тысяч рублей за 2 дня. Ценность обучающего мероприятия понимают только молодые специалисты. А вот платежеспособная взрослая группа, те, кому за сорок, отвечают: “Я и так все знаю”.
Добавлю, что флористы довольно разрозненный народ. Единственный конкурс, который признается всеми, — чемпионат России по профессиональной флористике. Проводится он при поддержке Национальной Гильдии. И это единственная организация, имеющая право представлять участников на профессиональных чемпионатах Европы.
— Какие еще проблемы на краевом уровне, помимо недостатка образовательных программ, вы бы хотели отметить?
— Однозначно нехватку ассортимента. Цветоводством у нас занимаются частники — ставят несколько теплиц и выращивают розы, лилии, альстромерии, лизиантус. Знаю такие хозяйства в Пятигорске, под Ставрополем, но их очень мало. Гораздо больше теплиц находится в Краснодарском крае, и мы регулярно сотрудничаем с их производителями и поставщиками.
И хотя я не отрицаю использование местных цветов, их все же нельзя сравнивать с заграничными. Самые качественные выращиваются в Израиле. Однако для удобства распределения ассортимента и его дальнейшей закупки все цветы свозятся на голландские рынки. Поэтому доля Нидерландов в мировом экспорте цветов составляет более 50 процентов. Если сравнивать, например, отечественный подсолнух и голландский, то последний простоит минимум в два раза дольше, да и по внешним характеристикам тоже будет превосходить.
Главная проблема Ставрополя в том, что даже цветы с долгим сроком службы до нас могут не доехать. Из Голландии они попадают сначала в Москву, а уже потом — к нам. Чаще всего транспортировка происходит в рефрижераторах, быстрее — на самолетах, но это более затратный вариант, что автоматически повышает цену и на сам цветок.
— А что считается эталоном оформления букета? И как со временем меняется мода на него?
— Сложно сказать, что является эталоном, но одно можно утверждать точно: в настоящий момент самым авторитетным флористом считается Грегор Лерш. Хотя, конечно, во флористике существуют свои законы: сборка букета по спирали, создание композиции, ее виды, техника работы с оазисом или пиафлором, расстановка цветочного материала... Кое-что заимствовано из дизайна, например, закон пропорций для создания гармоничной композиции.
Но флорист, как и художник, иногда нарушает правила. На творческий процесс влияет и мода. Так, за один год стал невероятно популярен цвет марсала. Невесты раньше никогда не соглашались на такой темный оттенок, но мода развязала нам руки. В итоге получалось очень красиво, и вот уже второй год букеты цвета марсала популярны.
В заключение скажу, что флористика — это субъективное дело. Но есть верный способ определить настоящего специалиста. Просто посмотрите, как он относится к “мусору”: стеблям, веткам, бутонам, ягодам, шипам. У хорошего мастера в дело пойдет любая мелочь. Ведь наша главная задача — привить уважительное отношение к цветам, а не просто продавать товар без идеи.