Актриса Александра Яковлева: У меня в роду были ведуньи. Причем добрые

«Я была такой фифой, вертихвосткой, красивой до чертиков. Но Андрей Миронов признался, что больше всех женщин любит свою маму Марию Владимировну...»

+5 фото

— Александра Евгеньевна, ваша с Леонидом Филатовым сцена в фильме «Экипаж» много лет оставалась самой откровенной эротической сценой советского кино...

— Помню, как она снималась. На дворе зима 1979 года, за окном лютый мороз, минус 42. Никакое центральное отопление не справляется. Я сижу на табуретке в гримерке, в промерзшем павильоне «Мосфильма», по которому гуляет ледяной ветер, и отчаянно пытаюсь согреться, кутаясь в шубу. Но получается плохо: в тишине слышно, как стучат от холода мои зубы. И вот заходит режиссер фильма Митта: «Саша, мы готовы, пора раздеваться». После выхода картины на меня посыпались многочисленные обвинения: как я могла сняться в такой порочной сцене? Но как я могла отказаться? Впервые снимаюсь в кино и сразу — в главной роли. Это же невероятная удача, где уж тут капризничать! Да я на седьмом небе от счастья была, когда Митта меня утвердил! А ведь сначала я пробовалась не у него, а у Георгия Данелия — на роль дочери главного героя в фильме «Осенний марафон». Но Данелия я не понравилась.

Вышла из кабинета, где были пробы, и заревела. Видимо, плакала настолько хорошо и громко, что меня заметил проходивший мимо Александр Митта. Посмотрел пристально и говорит: «А ну пошли со мной...» Рассказывали, что сначала он видел в роли стюардессы Тамары только красавицу Елену Проклову. И высокое начальство ее утвердило легко. Но она сама отказалась от роли. Ведь Олег Ефремов во МХАТе только-только ввел Проклову в несколько спектаклей. И ей было просто некогда. Так Митта чуть было не отчаялся в поисках новой героини, пока не наткнулся на меня...

Вынянчила и вырастила меня бабушка после смерти моих родителей в автокатастрофе. При том, что у нее было за плечами всего несколько классов церковно-приходской школы, бабуля прекрасно знала цену образованию. Это по ее настоянию я все детство училась, пока мои сверстницы гоняли во дворе в салочки. Я занималась классическим балетом, ходила в драмкружок, читала классиков, играла на скрипке. Бабушка совершенно осознанно растила из меня артистку.

— После «Экипажа», наверное, вам уже никогда не приходилось кому-то что-то доказывать. Вы в одночасье сделались кинозвездой...

— Вообще-то у меня не было такого ощущения. Я так же, как другие мои коллеги, каждый раз Бога благодарила, что Он дал мне ту или иную роль. Помню, как буквально зубами выгрызала роль Дианы Литтл в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Алла Сурикова снимала первый отечественный вестерн, и такой шанс я упустить не могла! Окончательное слово она отдала «мистеру Фесту» — Андрею Миронову. Претенденток на роль Дианы были сотни, и, чтобы не мучить его долгими смотринами, Алла Ильинична смонтировала видеоролик с нами и показала Миронову: «С кем захотите, с той и снимайтесь». Ему понравилась я.

Чуть ли не с первых дней по площадке поползли слухи, что у меня с Мироновым роман. Я восхищалась его талантом, обаянием, манерами, он был для меня как космос! Как-то мы с ним шли по набережной, я взяла да и спросила: «Андрей, а кого ты любишь больше всего на свете?» И он не задумываясь ответил: «Маму».

— Говорили, что с вами трудно работать: вы славились капризами, слишком щепетильным отношением к гриму...

— Я слышала такие разговоры, но меня это всякий раз удивляет. Какой еще долгий грим? Десять минут — и в кадр, а иначе кто бы меня стал держать на картине? Выгнали бы, и дело с концом. Через много лет после съемок «Чародеев» мы с Валентином Иосифовичем Гафтом и другими коллегами принимали участие в телевизионном шоу. Там-то я впервые и услышала о том, что якобы Гафт был недоволен моим поведением на площадке и у нас были конфликты. Ведущий тогда поинтересовался у Валентина Иосифовича, правда ли это. Тот недоуменно пожал плечами: «Это полный бред!» Никогда у нас с Гафтом конфликтов не было! Правда, помню, в перерывах между съемками он меня все воспитывал: «Яковлева, ну будь ты поумнее, а то взглянешь на тебя: глаза пустые — дура дурой!» Сейчас понимаю — великий актер был прав.

— У такой красавицы, как вы, наверняка была масса поклонников. Мужское внимание, наверное, вам голову кружило?

— Для поклонников время нужно! А у меня его никогда не было. Я с 20 лет работаю без перерыва, в 36 уже стала вице-мэром Калининграда. К тому же у меня довольно быстро появилось двое детей. Вот я иногда читаю о каких-то безумных романах и думаю: надо же, как повезло женщинам. Их возят на Мальдивы, на Бали, в Таиланд. А я не то что на Мальдивах — в Турции ни разу не была!

— Тем не менее вы несколько раз были замужем...

— Первым супругом стал сокурсник Валерий Кухарешин. Мы поженились на первом курсе, обоим было по 18—19 лет — дети, одним словом. Прожили вместе семь лет, родили двоих детей — Кондратия и Елизавету. У нас была счастливая семья, великолепные свекор и свекровь, которых я всегда вспоминаю с благодарностью. Валера — отличный отец, дети с ним прекрасно общаются. Со вторым мужем познакомилась на съемках фильма «Парашютисты». Пошла получать допуск к прыжкам, стою у кабинета медкомиссии и вижу: идет по коридору загорелый парень с белоснежной улыбкой на лице. Спросила, кто это. Ответили — Калью Аасмяэ, профессиональный спортсмен-парашютист. Я заговорила с ним и поняла, что влюбилась. С тех пор мы с Калью не расставались. Ради него я даже поменяла фамилию. 2 февраля исполнится 30 лет нашему браку с Калью.

— Актерам часто приходится бросать детей на бабушек с дедушками, а самим надолго уезжать. Ваших сына и дочь кто воспитывал?

— Детей бабушка воспитывала, но и я старалась брать их с собой на съемки, когда была возможность.

— Но вскоре вы резко сменили профессию, ушли из кино...

— Просто грянула перестройка. В один день у меня закрылись сразу три картины. Прекрасно помню, как я иду по павильону в роскошном платье, с прической невероятной красоты, готовлюсь к роли, и вдруг директор кричит: «Стоп! Кина не будет! Деньги кончились!» Многие великолепные актеры были в этот момент в буквальном смысле выброшены на улицу: выживай как хочешь.

Мне помог родной город — Калининград. Хотя мне больше по душе название Кенигсберг. Я вернулась туда из-за печального известия — смерти любимой бабушки, которая была для меня всем. Я была на грани отчаяния, не понимала, что делать, у кого просить помощи. Тогда просто пошла к мэру города: «Здравствуйте, я — Александра Яковлева, помогите мне похоронить бабушку, я не знаю, что делать» — и разрыдалась прямо у него в кабинете. Мэр мне помог с похоронами, а потом неожиданно позвонил и предложил пост вице-мэра. «Да какой из меня вице-мэр? — удивилась я. — Я ведь актриса». — «А я — капитан первого ранга», — услышала я в ответ. Так я стала чиновницей, вице-мэром по культуре и туризму.

Тем не менее, когда мэр проиграл выборы, новый сказал, что меня в свою команду не возьмет и фестиваль «Янтарная пантера» ему не нужен. Я снова осталась с двумя детьми, не имея ни средств, ни сбережений. В Калининграде мне работы было не найти. Продала квартиру бабушки в прекрасном немецком старинном доме и с полученными деньгами поехала в Ленинград, где у меня было жилье. Я совалась в каждую дверь, а люди, увидев меня, впадали в ступор. И вот однажды я зашла в один офис на Садовой, мне название понравилось — «Техношок». Спрашиваю: «Нет ли у вас какой-нибудь работы?» И вдруг случилось чудо: меня не выставили за порог. Нашелся человек, который поверил в меня и научил всему, что умел сам, — Олег Тиньков. «Техношок» был его первым предприятием. Я Олегу всегда буду благодарна, он спас мою семью от голода, научил тяжелому, страшному слову «бизнес». Натренировал правильно вести себя на суровых и жестких переговорах, на планерках, когда вокруг все мужики и только одна я — баба. И сына моего между школой и армией Олег к себе взял. Так что Кондратий тоже ему своей судьбой обязан...

Мой сын теперь профессиональный железнодорожник, окончил Петербургский университет путей сообщения, начальник поезда «Сапсан». У дочки два высших образования, она профессиональный маркетолог. Вот и замечательно.

— Вы ведь и сами работали в РЖД?

— Да, и оказалось, что кино — это детский сад по сравнению с продуктом, который ты делаешь для большого транспорта. Хотя, возможно, без актерской профессии для меня невозможно было бы запустить «Сапсан». Это же тот же самый спектакль или фильм! Сначала — сценарий, потом многочасовые кастинги, потом костюмы, грим... Я ведь каждого проводника-стюарда сама отбирала. Потом отводила девочек в парикмахерскую, придумывала прически, каждую деталь!

— Выходит, вы не так уж далеко ушли от кино?

— Да что вы! Как раз сейчас я целиком и полностью увлечена кино! Организовываю съемки фильма под рабочим названием «Кенигсберг» по моему собственному сценарию — историко-фантастическая картина, в которой переплетается сегодняшняя действительность и прошлое моего уникального города. Мы уже утвердили актера на главную роль. К моей величайшей радости, это Алексей Серебряков, который позвонил мне, прочитав сценарий, и сказал: «Это лучшее из того, что мне когда-либо попадалось».

— Вы верите в мистику?

— Пожалуй. У меня самой в роду были ведуньи, причем добрые. Ведь чем отличается ведьма от ведуньи? Ведьма, если дословно разбирать, ведет к тьме, а ведунья просто ведет, а человек сам должен выбрать дорожку — к свету или нет. То, что во мне есть колдовские чары, я знала с детства. Но когда я стала старше, заметила: людям, кто был со мною добр, жизнь воздавала. Сейчас, работая над фильмом о Калининграде, снова поверила в мистику. Иначе как объяснить, что вдруг стали находиться спонсоры, известные актеры меняют свои графики, чтобы сняться у нас. Чудеса да и только! Думаю, это сам дух города мне помог, услышал мои молитвы.

«7 дней»
 
По теме
В Ставрополе мужчина обвиняется в причинении смерти по неосторожности - СУ СК РФ В следственном отделе по Промышленному району города Ставрополь следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины.
СУ СК РФ
Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
Краевая больница
Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
ЦБС города Лермонтова
Едины мы душой — 2024 - КПРФ В Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева состоялся городской фестиваль авторской песни и поэзии «Едины мы душой-2024» с участниками из ЛНР.
КПРФ