НАСЧИТАТЬ И ОБСЧИТАТЬ

Зашла я недавно в магазин, кстати, относящийся к одной из довольно крупных торговых сетей, представленных в нашем крае. Продается в нем разноплановый ассортимент. Тут тебе и вся продуктовая линия, и кое-что из бытовой химии, и немного косметики и парфюмерии. Мне же нужна была только пачка печенья, а потому я, взяв ее, быстро направилась к кассе, очереди к которой на тот момент не было. Ну, думаю, повезло, сейчас я быстренько.

Но не тут-то было. Аккурат передо мной к кассе прошмыгнула барышня с полной корзинкой. Пока она выложила товар, пока кассир подвела итог. В общем, дело застопорилось. Но вот барышня, наконец, получила чек. Я обрадовалась. Однако, как оказалось, рано.

«Вы мне вместо одного крема для рук пробили два», - вдруг заявила бдительная покупательница.

«Как?» - «не поверила» ей кассир, и начала перепроверять цифры на мониторе.

«Ой, вы правы. Не знаю, как это получилось», - после недолгой паузы сказала она и пригласила администратора, чтобы та провела возврат.

Та не замедлила явиться. Буркнула кассиру: «Как же вы так?», попросила остальных покупателей перейти на другую кассу.

Что поразило лично меня - ни одна из сотрудниц магазина даже не попытались извиниться. По всей видимости, случившееся для них - настолько обыденное явление, что не заслуживает ни внимания, ни сожалений. А может, это просто распространенная практика дополнительного заработка на клиентах? Тогда только бдительность покупателей может защитить их от обмана.

Так что всем нам, кто регулярно делает покупки в магазинах, неплохо бы знать, к каким ухищрениям прибегают недобросовестные продавцы. А способов надувательства в наши дни немало.

Двойная цена

Это, пожалуй, один из самых часто встречаемых способов обмана. На ценнике указывается одна цена, а в чеке фигурирует другая - намного большая. Работники магазинов объясняют этот феномен тем, что они просто не успевают менять ценники. Мол, товар уже по новой цене пришел и его стоимость заложили в кассу, а ценник от старой партии остался.

Здесь имеет место явное нарушение прав потребителей. Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара. То, что продавцы не успевают менять ценники, - это только их проблемы. Покупатель имеет право приобрести товар по той цене, которую он видит на полке. При обнаружении несоответствия стоимости товара на ценнике и в чеке нужно сразу же указать на это кассиру и потребовать вернуть переплату. Если кассир отказывается, звать главного администратора или директора магазина. Часто магазины удовлетворяют требования покупателя. Если мирный исход ситуации невозможен и представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике, потребитель имеет право изложить свои претензии в Книге отзывов и предложений. В пятидневный срок администрация магазина обязана рассмотреть жалобу и направить ответ о принятых мерах. Если ответ не удовлетворит, надо писать заявление в Роспотребнадзор. Но для того чтобы надзорное ведомство возбудило административное дело против магазина, нужны доказательства. Это чек, фотографии ценника, свидетельские показания.

Лишние товары в чеке

Зачастую могут пробить больше единиц одного товара, чем человек хотел купить. Например, не три шоколадки, а пять. Или в чеке появляется товар, который покупатель даже не планировал брать с полки. Трюк здесь состоит в следующем. Кассир кладет рядом с собой листок с кодом какого-нибудь продукта и, пока покупатель выкладывает на ленту набранные товары, незаметно проводит сканером по этому листочку. При быстром обнаружении таких подвохов кассиры обычно говорят, что произошел сбой в компьютерной программе, поэтому информация о покупке товара предыдущего покупателя скопировалась именно в ваш чек.

Что делать? Проблема решаема только у кассы. Если лишние товары нашлись в кассовом чеке уже дома, увы, доказать, что куплено было меньше товаров или что-то вообще не приобреталось, нереально.

Двойная оплата одного товара

Иногда кассиры пробивают один и тот же товар несколько раз. Довольно часто это случается, если человек набрал много покупок. Расчет на то, что покупатель не будет тщательно проверять чек или забудет, сколько и каких товаров он набрал.

Что делать? Заметив, что один товар пробит пять раз, нужно сразу же требовать вернуть деньги или предоставить оплаченный товар. Сделать это нужно опять же до выхода из магазина. Вернувшись уже из дома, требовать сатисфакции не получится.

Подмена товарных кодов

Обычно штрихкод товара считывает сканер, но иногда кассир вбивает его вручную. Вот в этот момент и проявляется мошенничество: кассир может ввести код более дорогого товара, чем тот, что хочет купить человек. Например, вместо кода колбасы по 200 рублей за килограмм пробьет за 600.

Что делать? При наличии чека и товара покупатель может потребовать вернуть ему деньги даже спустя несколько дней после совершения покупки.

Автоматическое повышение цены

Этот феномен не частый, но тем не менее. Срабатывает он опять же при покупке значительного количества товаров. В программу, при помощи которой сканируется штрихкод товара, закладывают задачу, чтобы при наборе определенной суммы (например, от 500 рублей и выше) цена на следующий товар увеличивалась автоматически. Соответственно, чем крупнее покупка (или больше наименований товаров), тем больше лишних денег возьмут.

Что делать? К сожалению, именно этот трюк зачастую дает магазинам незаконную выручку. Для того чтобы понять, что на кассе взяли слишком много, надо самостоятельно пересчитать на калькуляторе сумму покупки. Очень редко кто готов этим заниматься. Но если все-таки возникли подозрения, стоит не лениться, посчитать все дома и вернуться в магазин с чеком и всем набором продуктов. И уже разбираться с администрацией, откуда возникла завышенная сумма в чеке.

Вообще, обман и обвес существовали во все времена. Для того чтобы не попадаться на уловки продавцов, стоит всегда перепроверять стоимость покупок в чеке. Не ленитесь пересчитывать, хотя бы приблизительно, потраченную сумму. Ну а главное, делайте покупки более рационально. Лучше чаще ходить в магазин и покупать самые необходимые товары, чем набирать горы продуктов и сталкиваться с переплатой.

Максимум, что может грозить сегодня торговцу за обвес и обсчет, - штраф от 3 до 5 тысяч рублей в зависимости от стоимости товара, если привлекается физическое лицо, и от 20 до 50 тысяч - если юридическое.

Ирина ВАСИЛЬЕВА.

 
По теме
Мужчина 63 лет проходил лечение в отделении гематологии Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера с 2020 г. Диагноз – острый лейкоз.
Министерство Здравоохранения
Хирургическая служба Ставрополья обозначила круг рабочих задач на 2024 год - Краевая больница 29 марта 2024 года в конференц-зале ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» состоялась краевая научно-практическая конференция врачей-хирургов «Итоги работы хирургической службы края в 2023 году и задачи
Краевая больница
30 - Георгиевская ЦБС В годы самых тяжелых испытаний, какая бы военная гроза не приходила на нашу землю, рядом с мужчинами всегда вставали на защиту Отечества героические русские женщины.
Георгиевская ЦБС
29-3.jpg - Георгиевская ЦБС 28 марта в Городской библиотеке №2 прошло очередное заседание клуба «Сильные духом», участники которого члены Всероссийского общества инвалидов города Георгиевска.
Георгиевская ЦБС