Отечественное образование — постоянно эволюционирующая система, при этом не перестающая удивлять. Кажется, что через несколько лет будущих первоклассников обяжут не только уметь читать, писать и считать, но и разбираться в философии и бегло говорить на иностранном языке.
Детский сад призван адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, привить определенные нормы и правила поведения. Научить писать, читать и считать там тоже могут, но за дополнительные деньги. Дело в том, что теперь детсады стали первой ступенью общего образования, они обязаны готовить детей к школе, т. е. не учить их читать, а готовить к чтению, не учить писать, а готовить к письму. К тому же во многих ставропольских садиках переполненные группы лишают воспитателей возможности полноценно подготовить малышей к школьной жизни.
С апреля по всей России стартует запись будущих первоклассников в школы. Вне зависимости от программы перед поступлением в первый класс ребенок должен читать [по слогам], уметь писать печатными буквами, знать слоги, уметь характеризовать звуки в словах, ставить ударение, складывать и вычитать в пределах десятка, ориентироваться в пространственных понятиях [над, под, около, перед, за], а также иметь общий кругозор [названия месяцев, дней недели, явлений природы]. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ “Об образовании” проведение тестов и испытаний в общеобразовательных учреждениях не допускается. Более того, в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Но администрации школ, особенно престижных, например языковых или математических, обходят закон, проводя простые “собеседования”. Разговор с будущим учеником, по мнению учителей, поможет сформировать классы по уровню подготовки.
Учитель начальных классов одной из профильных школ города Ставрополя Татьяна Стрепетова говорит, что рост требований к первоклассникам связан с изменениями в образовательном стандарте [ФГОС]. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Под стандарт меняются программы, они становятся сложнее и объемнее. И это в свою очередь влияет на уровень подготовки детей. “Часто можно услышать от родителей фразы о том, что их дети лишены детства. Но ведь никто не заставляет их учить ребенка читать и писать с пеленок. Лучше всего начинать готовить ребенка к школе с 6 лет, 5-летки хуже усваивают материал, им труднее сосредоточиться. К тому же если в детском саду с ними занимались, то необходимость в дополнительных курсах вообще отпадает”, — объясняет свою позицию Татьяна Стрепетова.
О длительности, уровне и требованиях подготовительных курсов для дошколят уже давно спорят учителя, родители и психологи. Последние, к слову, призывают, прежде чем записывать ребенка в группу, узнать все о структуре занятий и подобрать оптимальный для него вариант. Педагог-психолог из Ставрополя Ольга Бородина считает, что начинать подготовительные занятия нужно за год и заниматься не больше трех раз в неделю. “В дошкольных учреждениях ведется такая подготовка, ребенка учат цифрам, буквам, но все это очень поверхностно. Некоторые родители отдают ребенка на подготовительные курсы или занимаются с ним дома. И это правильно! Информация, которую получает первоклассник, гораздо лучше усвоится, если он будет подготовлен к этому. Никто не говорит, что ребенок должен идти в первый класс с выученной таблицей умножения, элементарно — это знание алфавита, цифр до 100, чтение по слогам, написание букв. Тем более что дошкольник способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку в гораздо большем объеме, чем в более позднем возрасте”, — советует Ольга Бородина.
Если сравнивать подготовительные курсы в школе и студии, то предпочтение лучше отдать частным учителям. И дело тут не в цене или квалификации, а в подходе. Обычно в школу на подкурсы ходит сразу 20-25 малышей. В студии же на одном занятии, как правило, присутствуют 5-7 ребят и один преподаватель. А значит, каждый маленький ученик сможет не только получить определенные навыки и знания, но и задать вопросы, попросить о помощи. С важностью подготовки к школе соглашаются и родители. У ставропольчанки Ирины Лисуновой сын в этом году пойдет в первый класс. Она рассказывает, что уже почти полгода по выходным дням малыш ходит в подготовительный класс при школе. Также он посещает развивающую студию. “Безусловно, с ребенком можно и не заниматься. Но вот рассчитывать на сильный класс или хорошую школу не стоит. И конечно, такая подготовка стоит немалых денег. Жаль, что наше государство не может сделать подготовительные курсы хотя бы в школе бесплатными. Они же выставляют требования к нашим детям, пусть и помогают”, — рассказывает Ирина Лисунова.
Когда и как готовить к школе ребенка, решают только родители. Но важно помнить, что сейчас такое время, когда дети быстрее взрослеют. Они с 2 лет умеют пользоваться планшетом и телефоном. Так что беглое чтение и решение логических задач — это не требование школы, а необходимый минимум для успешного старта в жизни.