Новогодний антураж способен скрасить серые будни. Но создать по-настоящему волшебную атмосферу может только музыка. И в этом отношении ничто не сравнится с классикой, особенно если ее преподносят в несколько иной манере.
Корреспондент “СБ” пообщалась с авторами видеопроекта “Шоу баритонов”, участниками проекта оперно-симфонической лаборатории New Opera World баритонами Ильясом Батчаевым и Антоном Дураховым, чтобы узнать, о чем мечтают музыканты в канун Нового года.
— Вы представляете классический дуэт в нестандартном исполнении — соперничество двух баритонов происходит в легкой, сатирической форме. Что натолкнуло на такую идею?
Ильяс: Она возникла на почве творческой нереализованности. Дуэт у нас образовался давно — мы вместе учились. Получив образование, поняли, что выплеснуть накопившуюся творческую энергию в полной мере не удастся, да и негде. И мы решили сами создать такие условия. Пока что проект можно увидеть на цифровых площадках: видеохостинге и в соцсетях.
Преследовали мы несколько целей — реализовать себя на новом профессиональном уровне и популяризировать классическую музыку. Помимо этого, у нас зреет еще одна задумка. На местном телеканале совместно с Андреем Слядневым будем рассказывать о композиторах. Но делать это в такой форме, при которой, надеюсь, у нас получится сохранить уважение к классической музыке и одновременно предоставить информацию удобоваримую и интересную как для носителей высокой культуры, так и для простых слушателей.
Антон: Замечаю такую тенденцию: для привлечения новой аудитории музыку стали преподносить в несколько иной манере. Оперные театры эпатируют публику постановками, применяя все современные средства пиара, такие как трейлер, фотосессии и так далее.
Разное отношение и к тому, что классику используют в рекламе. Некоторые возмущаются: как можно?! Мое мнение по этому вопросу — почему нет? Я преподаватель музыки в кадетском училище, и когда включаю детям классические композиции, понимаю, что многие из них им знакомы именно благодаря телевизору. К примеру, дети радостно говорят, что знают гимн Лиги чемпионов УЕФА, а я уже начинаю объяснять, что на самом деле это аранжировка произведения Генделя. “Улетай на крыльях ветра” из оперы “Князь Игорь” Бородина они тоже слышали, правда, в рекламе сухариков. Но ведь это уже что-то.
— Принято считать, что классическая музыка — удел избранных...
Ильяс: Действительно, публика не так уж широка. Исполнителей классики воспринимают как закрытый круг носителей элитарной культуры. Но вот в чем проблема: если он будет закрытым, как музыка выйдет за его пределы? Нужно как-то упростить, в хорошем смысле этого слова, ее восприятие, в этом и есть смысл нашего проекта.
Да и классические композиторы были обычными людьми, получали удовольствие от жизни и относились к своему творчеству не так серьезно, как мы сейчас привыкли это делать. Например, Джоаккино Россини был тем еще рок-н-ролльщиком для ХIХ века. Так что классика — это не скучно.
Серьезный подход нужно сохранять с точки зрения техники исполнения произведения, но форму популяризации музыки нужно как-то менять.
Антон: Продолжая тему: многие композиторы и современные исполнители говорят, что, если бы Гендель жил в наше время, он писал бы великолепные мюзиклы. И в те времена он был знаменит запоминающимися постановками. Человек умел зарабатывать деньги и привлекать внимание публики. Это к тому, что надо относиться к классической музыке как к жизни, а не к закрытому музейному экспонату.
У Стивена Фрая есть книга “Неполная и окончательная история классической музыки”. Если вы хотите понять, что мы стремимся сделать, так вот это один из примеров для нас — содержательная, умная и одновременно смешная книга.
— Есть какие-то моменты, которые вам, как музыкантам, хотелось бы изменить в своей профессиональной среде?
Антон: Как-то в Санкт-Петербурге у нас спросили, откуда мы, и когда узнали, что из Ставрополя, сказали: “Наверное, поете там в театре”. Мы ответили, что оперного театра у нас нет. И это наша трагедия.
Со временем я пришел к такому выводу: в городе нет традиций в плане культуры классической музыки, кроме филармонии, которую, надо заметить, организовали достаточно недавно. В Перми есть прекрасный театр оперы и балета, в Новосибирске, Астрахани... А у нас, к сожалению, нет.
Но идея музыкального театра давно витает в городе. Вообще это нелогично: есть училище искусств, большое количество музыкальных школ. И куда устраиваться их выпускникам? Когда мы пытаемся идти наверх с какими-то предложениями, получаем ответ: мол, есть же филармония, этого хватает. Нас не понимают, и все из-за того, что в городе нет традиций.
На самом деле культура классической музыки в Ставрополе держалась и держится на конкретных людях, таких как Ольга Мещерякова, Нина Черкашина, Даниил Осиновский, Валентина Цахова. Вот было три-четыре талантливых человека — появился факультет искусств, который, к слову, теперь закрыли, мотивируя тем, что он якобы не нужен.
Ильяс: И еще одна большая проблема — из-за отсутствия возможности творческой реализации и невостребованности подобной квалификации люди отсюда вынуждены уезжать. Многие хорошие музыканты так и поступили, такие как Нина Черкашина, Сергей Кириллов, Ирина Белая. В филармонии поют люди, очень нами уважаемые, например, баритоны Борис Бруснев и Александр Вечеркин. Но два баритона для филармонии вполне достаточно, и все остальные остаются не у дел.
— Между тем у вас есть концертная жизнь, вы участвуете в разных проектах...
Антон: Мы преподаем, поем, в том числе в камерном оркестре “Кантабиле”, стараемся как-то обогащать нашу творческую жизнь. Но поймите, что любой солдат мечтает стать генералом. Мы бы очень хотели остаться в этом городе — я здесь живу уже 13 лет, Ильяс тут родился и вырос. Был бы выход — музыкальный театр. Пока же его нет, люди вынуждены уезжать или барахтаться, вытягивая сами себя за волосы, как барон Мюнхгаузен.
Ильяс: Помимо того, что нет преемственности, отсутствует еще и музыкальная среда как таковая. В Краснодаре есть театр музкомедии, который ставит еще и оперные постановки, и делает это очень удачно. Студенты приходят, смотрят и учатся. Сфера позволяет развиваться.
Если будет инициатива со стороны Минкультуры о создании подобного музыкального театра, хотя бы на базе нашего драматического, говорю совершенно точно: люди загорятся, а публика непременно пойдет на представления.
— В этом году вы проходили стажировку для профессионалов оперного искусства в Москве. Какие планы на будущий год?
Антон: Стоит отметить проект “Оперные тайны” Ставропольской капеллы “Кантабиле”. Уже вышел “Любовный напиток” Доницетти, в январе планируется опера Моцарта “Свадьба Фигаро”. Фактически одним концертом мы показываем часть оперы. С недавнего времени действие сопровождается русскими субтитрами. Так что теперь мы можем меньше кривляться, передавая суть речи персонажей для публики, не понимающей по-итальянски. И наконец-то смогли увидеть живую реакцию людей на те или иные фразы, которую они и должны вызывать.
Ильяс: Что касается проекта New Opera World, мы приобрели уникальный опыт, получили несколько уроков от артистов Большого театра, работали с оркестром, подготовленным Франческо Массими из Академии Ла Скала. Результатом стала оперная постановка “Паяцев”, которая пользовалась успехом у искушенной московской публики.
В ближайшем будущем мы хотим снять продолжение “Шоу баритонов”. Как говорится, в следующей серии вы увидите, точнее, услышите, эстрадно-джазовое направление.