Это утверждение Зигмунда Фрейда верно до сих пор. Страх лишиться этих трех составляющих стал главным инструментом современного маркетинга. Но на поверку «спасители» с «утешителями» оказываются создателями этих страхов. Так работает современная бизнес-реклама, выяснил «Профиль».
Согласно данным «Левада-центра» и ВЦИОМа, первую тройку страхов россиян стабильно занимают рост цен, война, болезнь близких. «До сих пор люди опасаются: то ли рубль рухнет, то ли еще что-то случится, – говорит кандидат психологических наук, доцент факультета социальных наук, руководитель группы «Психология потребительского поведения» ВШЭ Наталья Антонова. – Многие боятся войны. И люди согласны даже терпеть лишения, мириться со снижением зарплаты, лишь бы более серьезных неприятностей не произошло». При этом на «крючок» страхов людей сажают и СМИ, и производители товаров, и политики. СМИ - ради продажи информации. Производители товаров - ради продажи того, что даже не нужно никому. Политики - ради продвижения той или иной идеологии.
«Управление страхом – известный прием социальной инженерии, которая позволяет управлять настроениями людей, их ожиданиями, манипулировать их психологическим состоянием. И это то, что сейчас реально происходит в стране», – говорит доктор физико-математических наук, профессор Высшей школы менеджмента ВШЭ, руководитель программы «Управление человеческими ресурсами» Сергей Филонович. А по мнению сопредседателя комитета по развитию индустрии кино и телевидения общественной организации «Деловая Россия», эксперта в сфере PR и менеджмента Игоря Пылаева, в силу того, что страхи массовые, они действуют как оружие массового поражения.
Эффективной особенностью рекламы, построенной на страхе, является утешение людей после того, как их напугали. Примечательно, что таким приемом «покупают» не только взрослых, но и детей, и подростков. «Дети, например, сильно боятся быть нелюбимыми, – рассказывает Игорь Пылаев. – На подсознательном уровне они реагируют на рекламу, в которой продавец выступает в роли любящего родителя, бабушки». Товар продают через любовь: ребенку не важно, какой товар ему предлагают, он хочет быть любимым, хочет пережить чувство защищенности. «Подросткам подают товар, рекламируя, что благодаря ему они станут сильными, «номер один» в компании, – продолжает эксперт. – Детям в этом возрасте важно ощущать себя не хуже других – они самые стильные, модные, у них самые продвинутые гаджеты. Правда, тут нужны строгие рамки. В последнее время в обществе идет эскалация агрессии, ненависти, и даже дети 4,5 лет уже боятся войны, говорит заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.
Отлично страх используют и в политических PR-кампаниях. «За год до выборов с экранов телевизоров, на радио, в интернете начинают говорить условно про войну, про разруху в других странах, про то, как там поднимает голову очередная «радикальная оппозиция», жаждущая «свергнуть режим», – рассказывает о политтехнологиях Игорь Пылаев. На войну и голод люди реагируют стрессом. «Массовую истерию аккуратно накручивают, – продолжает эксперт. – А потом предлагают «спасителя» в образе кандидата в мэры, главы региона, президента той или иной страны. При этом в лоб ничего не говорится, без слов все понятно – либо сильный кандидат, который наведет порядок, либо хаос». Однако эффект от применения страха как оружия массового поражения - обратный для политиков, социальных институтов, СМИ и бизнеса. Люди теряют к ним доверие.
Источник: © "Заголовки.ru"