Зачем отменять пятибалльную шкалу?

Фото: www.opengaz.ru
В Рособрнадзоре задумались о том, чтобы уйти от действующей системы оценок в российских школах.

Пятибалльная система оценок в российской школе — «позавчерашняя» и нуждается в замене, считают в Рособрнадзоре. Вопрос об ее отмене обсуждался на  круглом столе , где присутствовали представители ведомства, а также сотрудники Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, который ранее выполнял проектные работы по переходу на 12-балльную систему оценок в российских школах. Действительно ли действующая система устарела и нуждается в замене? Что может прийти ей на смену? «Росбалт» спросил у экспертов, среди которых директора школ, учителя и сотрудники профильных вузов.

© Фото ИА «Росбалт»

Научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики „Эврика“» города Москвы  Александр Адамский:

«Давайте договоримся, что пока это только предварительное обсуждение. К расширению шкалы оценок, ее детализации можно приступать только во вторую и даже в третью очередь. Сначала все же нужно договориться, что мы оцениваем отметками, а что — другими способами.

По федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) у нас есть три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Если мы говорим об отметках, это, прежде всего, способ оценить предметные результаты. Шкала может меняться. Но в первую очередь нам нужно договориться, а зачем нам нужна детализация? Какие такие особенности предметных знаний мы не можем оценить пятеркой или тройкой, и для этого нам требуется больше баллов. Если сохранить архаичные представления о том, что мы оцениваем, то детализация бесполезна.

Второе — нужно, чтобы учителя этим инструментом овладели. Иначе это будет та же пятерка, только растянутая на двенадцать баллов. В этом смысле опыт других стран, которые перешли на новую систему, в частности, Украины, как раз говорит о том, что сначала нужно научить учителей, а потом растягивать шкалу. Это потребует года полтора-два, чтобы провести обсуждение, написать программу, организовать курсы повышения квалификации, по-другому устроить аттестацию учителей, и только потом переносить эту систему в школы. Если этого не сделать, учителя сами не смогут понять, зачем это нужно. Видите, как по сетям эта мысль разошлась, что не учителя додумались до этого, а Рособрнадзор предложил. Вот эта традиция проводить реформы сверху нас очень часто подводит.

Но помимо предметных, есть еще метапредметные и личностные результаты. Поэтому на первом плане стоит не столько растягивание шкалы, сколько создание других инструментов оценивания. Личностные результаты — инициативность, ответственность, умение работать в команде — тоже оценивать количеством баллов? Нет, конечно. Значит, нужно подумать, какими процедурами эти результаты можно выявить. Это ведь не контрольная работа, не диктант. Значит, нужен совершенно другой тип оценки.

Если не договориться и не научить учителей, отмена пятибалльной шкалы пойдет во вред, и будет дискредитирована сама идея детализации оценки. Если параллельно не ввести другие оценочные процедуры кроме контрольно-надзорных, которые сейчас доминируют, многого мы тоже не добьемся.

Сама по себе детализация отметки может принести пользу. Сейчас у нас как происходит? „Единица — не оценка“. „Ставим тройку — два в уме“. Риск заключается в том, что при двенадцатибалльной шкале может быть то же самое. Хотя, сама по себе идея правильная, если ее разумно ввести. Но, к сожалению, сейчас обсуждается только арифметика: 10, 12, 100 баллов. Можно даже 1000 ввести. Вопрос заключается в том — зачем? Я отказываюсь обсуждать размер шкалы, пока не будет ясно, во имя чего эта детализация».

Директор Центра образования № 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург:

«Я к этому отношусь консервативно. Разные бывают системы: и 12, и 13 баллов. Но качество образования не зависит от процедуры измерения. Если брать предметы довольно четкие, где есть нормы выставления отметок, например, математику, русский язык, там на все хватает и пяти баллов. Если брать гуманитарные дисциплины, где разгул большой, история, литература, много тонкостей, субъективных вещей, где и 12 и 13 баллов будет мало. Формально, даже сегодня школа может переходить к своей собственной системе отметок. И когда-то мы это делали для сложных детей из коррекционных классов, чтобы мотивация не терялась. Чтобы они хотели учиться, из 13 баллов им ставили пять, хотя, на самом деле, это была двойка. А параллельно объясняли родителям, что какие-то вещи ребенок освоил, какие-то — не освоил.

Я считаю, что отмена пятибалльной шкалы ничего не даст. Кроме того, внесет некоторую путаницу. Потому что все-таки за долгие десятилетия и родители, и дети привыкли к существующей системе. Кроме того, некоторые вообще предлагают отменить отметки, чтобы у детей была мотивация, сохранялся интерес к учебе. И в начальной школе мы это делаем. Но не нужно путать отметку и оценку. Даже когда мы не ставим отметок, любой человек, даже маленький, хочет получить оценку своего труда. Поэтому вместо цифр мы ставим всякие солнышки, флажки и прочее. Но, в принципе, вопрос качества образования решается на других полях: отбором содержания образования, внедрением тонких и современных методов преподавания.

Уже сегодня, например, все знают, что 98 и 100 баллов  по ЕГЭ — это пятерка. В уме все это как-то пересчитывают. Мне не очень понятно, зачем это нужно делать. Поэтому я в этом случае придерживаюсь консервативной позиции».

Профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич:

«Если будет стобалльная, или даже десятибалльная система, она даст возможность для маневра. Новая система, по-видимому, будет сближена с западноевропейской, с болонской системой. Мне кажется, что это не принципиальное изменение, но все равно, чем шире шкала, тем лучше. Тем более, что реально система оценок у нас не пятибалльная. Реально учителя пользовались трехбалльной шкалой. А теперь, может, из 10 баллов будут использовать шесть или семь. Представляете, насколько это позволит дифференцировать различия между учениками. Детям это понравится, я думаю.

Кроме того, мы уйдем от ситуации, когда у одного пятерка за то, что он выучил параграф и пересказал, а у другого пятерка глубокая, настоящая. Даже для очень хороших отметок может быть градация, и это замечательно. Все, что дает возможность индивидуально подойти к ребенку, все лучше. Часто учителя проговаривают минусы и плюсы. Скажем, что такое „пять с минусом“? Где минус?

У нас в МГППУ 15 балльная шкала. То есть, и 13 баллов, и 15 — это все равно пятерка, но в каждом случае это разная пятерка. Скажем, 13 — это пять с минусом, 15 — это пять с плюсом. Расширенная шкала позволяет эти плюсы и минусы легализовать.

Оценка — это очень важная сторона мотивации, почему бы не сделать ее более совершенной, продвинутой.

Да, сейчас все равно пытаются перевести баллы в отметки. Но никакой путаницы это не вызывает. Просто людям хочется упрощать, хочется понимать: 80 баллов — это хорошо или средне? Но стобалльная шкала на ЕГЭ, например, себя оправдала. Я думаю, что и в школе к новой системе оценок быстро привыкнут. Да, для понимания в любом случае придется первое время переводить в пятерки и четверки. Но чем хороша такая дробная шкала — она позволяет более тонко оценить результаты».

Учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:

«Складывается впечатление, что у российских учителей, у российской школы нет больше актуальных вопросов, которые надо было бы обсуждать. Рособрнадзор, на мой взгляд, вообще не может вмешиваться в вопрос оценивания, потому что в законе об образовании сказано, что текущие оценки проверяют образовательные учреждения. Уже сейчас есть школы, в которых не обязательная пятибалльная система. И никакого отношения система оценки не имеет ни к учебе, ни к интересам детей и учителей. Совершенно не важно, пятибалльная, десятибалльная или стобалльная шкала действует. Можно вообще учить без оценок, и очень многие это делают.

В моей школе по ряду предметов есть внутренний рейтинг, а не какие-то формальные оценки. Тем более, что школьные оценки сейчас, в общем-то, детям совсем не нужны. В колледжи дети поступают по ОГЭ, в вузы — по олимпиадам и ЕГЭ. Строго говоря, выпускнику школы аттестат нужен только для того, чтобы родителей порадовать, либо для поступления в иностранные вузы, где требуют аттестат. Но для российских вузов он мало что значит. Поэтому вообще на оценки, тем более, в старших классах, дети вообще не обращают никакого внимания. Поднимать этот вопрос сейчас совершенно бессмысленно.

Вместо того, чтобы заниматься нарушением трудовых прав учителей, когда на ЕГЭ им по-прежнему ничего не платят, Рособрнадзор, вероятно, хочет занять место министерства просвещения. Это не дело Рособрнадзора говорить, какие методики использовать, и как оценивать результаты».

Источник: © Росбалт.RU
 
По теме
Президент России Владимир Владимирович Путин посетил Северо-Кавказский молодёжный форум «Машук» в Пятигорске, где сейчас находится более полусотни представителей Ставропольского государственного аграрного университета.
16.08.2018
24 августа 2018 г. в 11.00 часов состоится пленарное заседание краевой августовской педагогической конференции «Современная образовательная политика: содержание, цели, задачи, механизмы реализации».
16.08.2018
 
  Школа Кавказского гостеприимства СКФУ – 28 августа в 11:00. Место проведения собрания – г.Пятигорск, пр-кт 40 лет Октября, 56 (актовый зал).
16.08.2018
1526589701.jpg - СтГМУ 15 августа Президент РФ В. В. Путин впервые посетил молодёжный образовательный форум «Машук-2018», чтобы познакомиться с участниками.
16.08.2018
 
IMG_7978.JPG - СтГМУ 14 августа состоялось заседание приемной комиссии СтГМУ под председательством ректора профессора В. И. Кошель.
16.08.2018
 
1526589701.jpg - СтГМУ 15 августа Президент РФ В. В. Путин впервые посетил молодёжный образовательный форум «Машук-2018», чтобы познакомиться с участниками.
16.08.2018 СтГМУ
Постепенно лето подходит к концу. Самые юные жители Михайловска стараются не упустить мгновения длинных жарких каникул.
15.08.2018 Ставропольские губернские ведомости
На минувшей неделе вузы страны наконец обнародовали приказы о зачислении абитуриентов на бюджет.
15.08.2018 Ставропольcкие ведомости
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о значимости высшего образования для граждан России.
15.08.2018 Ставропольские губернские ведомости
ФБР разберется с Бастрыкиным вместо ФСБ - Газета Открытая Генерал Дрыманов из СИЗО угрожает свидетелю в Америке Эксклюзивное интервью сбежавшего из России адвоката Евгения Рыжова — о подробностях вымогательства взятки Александром Дрымановым,
17.08.2018 Газета Открытая
Ессентукским городским судом местный житель был приговорен к 5-ти годам лишения свободы из-за сбыта героина, об этом сообщает пресс-служба суда.
15.08.2018 Кисловодский Экспресс
Сотрудниками регионального управления министерства по чрезвычайным ситуация были ликвидированы последствия возгорания, которое произошло на территории частного домовладения.
15.08.2018 Кисловодский Экспресс
«Парад национальностей» снова будет радовать жителей и гостей Железноводска - News.1777.Ru Национально-культурные автономии городского округа представят на обновленной курортной площади свои традиции, национальную кухню и обряды, а также творчество и историю своего народа.
17.08.2018 News.1777.Ru
01 - СГМЗ 21 августа 2018 года в 15 часов накануне празднования Дня Государственного флага Российской Федерации в Ставропольском государственном музее-заповеднике для представителей средств массовой информации состоится презентаци
16.08.2018 СГМЗ
30 лет назад на экраны страны вышел фильм «Маленькая Вера» Можно сказать, что это кино взорвало экранное благополучие большой страны, которая, как оказалось, в 1988 году уже была готова к распаду,
15.08.2018 Ставропольские губернские ведомости
Кавказское горное общество вновь собрало друзей на творческий фестиваль. Восьмая по счету встреча прошла на горе Горячей у Музея каменных древностей.
15.08.2018 Пятигорская правда
Наверное,  молодость можно сравнить с рок-музыкой – четкий ритм, мощный звук, сильная энергетика и шквал эмоций.
15.08.2018 Пятигорская правда
Во вторую субботу августа по многолетней традиции наша страна отмечала День физкультурника.
15.08.2018 Кисловодский Экспресс
11 августа наша страна отметила традиционный День физкультурника. Как спортивному обозревателю на Кавказских Минеральных Водах, у меня был выбор,
14.08.2018 Кисловодский Экспресс
Следственным отделом ОМВД России по Петровскому городскому округу расследуется уголовное дело о незаконном сбыте наркотических средств в крупном размере.
17.08.2018 ГУ МВД Ставропольского края
В Пятигорске стартовал IX Северо-Кавказский молодежный образовательный форум «Машук - 2018».
15.08.2018 Ставропольcкие ведомости
Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике сообщает, что по информации, полученной из Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор),
16.08.2018 Россельхознадзор по Ставропольскому краю