ЖИТЬ, А НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ

МИНТРУД РАЗРАБОТАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ЗАЩИЩАЕТ СТАРИКОВ И ИНВАЛИДОВ ОТ ХАМСТВА И РАВНОДУШИЯ

Всего в России проживает более 12 миллионов инвалидов и более 13 миллионов людей старше 70 лет. Итого 25 миллионов потенциальных изгоев. Ибо как иначе назвать человека, которого современное общество как бы не видит, как бы не слышит и совсем не готово считаться с его потребностями.

- Вы не подскажете, сколько эти конфеты стоят? - протягивает бабушка фасованный кулек продавцу, который выкладывает творожные сырки на холодильную полку. Сырков много. Девушка одна. А еще мимо пробегает коллега, который советует быть чуть расторопней с «молочкой», а то «там еще хлебобулочные не выложены». Поэтому и цедит сквозь зубы, дескать, вон там слева стоит сканер, поднесите кулек к экрану штрих-кодом вверх и узнаете стоимость покупки.

- Ой, деточка, а где этот ваш код искать. Очки забыла. Ничего не вижу. Может, сама посмотришь, - не отступает преклонного возраста покупательница.

Девушка, «потушив ярость во взгляде», с вежливой улыбкой цедит: «Конечно» и направляется к аппарату.

- Так, это у вас карамельки «Лимонные» - 60 рублей.

- Дюже дорого, - сокрушается бабушка. - Внучка, ты постой здесь немного. Я другие принесу.

- Простите, мне некогда. И «Лимонные», если не будете брать, отнесите на место, - отрезает девушка и возвращается к прерванному занятию.

Знакомая зарисовка из жизни, читатель? Или вам в большей степени припоминается другая? Когда, например, в поликлинике возле лифта собирается толпа народу, а вахтера нет. Проходит пять минут. Десять. Тишина. Посетители начинают недовольно роптать, поглядывая на часы. Ситуацию спасает охранник, после звонка которого и появляется «повелитель лифта». Появляется и начинает возмущенно отчитывать толпу:

- Граждане, товарищи, по какому поводу столпотворение? Лифт у нас для перевозки инвалидов и пожилых людей. Колясочников же среди вас не наблюдаю. А-а-а.. У вас ДЦП? Вообще-то на лице не написано. Да и для кого кнопку вызова сотрудника сделали? Неужели сложно нажать? Как не знали? А что, сложно догадаться?

Словом, вариации житейских ситуаций могут быть разными, а вот хамство и грубость - на редкость единодушными. Поэтому и вполне понятно весеннее поручение президента РФ создать концепцию защиты прав потребителей, установив дополнительные меры защиты для социально уязвимых россиян. Концепция была разработана Роспотребнадзором, а Минтруд внес свою лепту в виде дополнительных поправок в закон «О защите прав потребителей», в два раза увеличив штрафы для тех, кто не пустит инвалида в кафе, кинотеатр, не поможет ему или пожилому покупателю выбрать товар в магазине. Чем не устроил чиновников действующий закон, который распространяется одинаково на все категории граждан? Как раз этой своей общностью. Когда в огромном стоге позитивных примеров не видно той самой иголки безразличия к несколько другим людям. Сильно витиевато? Что ж, тогда скажу проще. Как показывает практика, закон «О защите прав потребителей» весьма успешен, эффективен, действенен, но... в отношении здоровых и трудоспособных людей. Стоит же россиянину в силу возрастных или иных обстоятельств поменять свой статус, и начинаются если не проблемы, то пробелы в законодательстве.

Банальный пример - группу подростков отказались обслуживать в кафе при кинотеатре и попросили покинуть помещение. Среди ребят был один мальчик на инвалидной коляске. Родители школьника полагают, что их сын не прошел фейс-контроль. А в июне охранники кафе «Сумах» в центре Мурманска не пустили в заведение трех мам с дочерьми в инвалидных колясках, планировавших отметить Международный день защиты детей. В 2016 году в Петербурге инвалид первой группы Роман Миронов пожаловался в прокуратуру на то, что его не пустили на хоккейный матч, потому что он «не так ходит». Или случай двумя годами ранее, когда владелец нижегородского кафе в грубой форме выгнал из заведения девочку-аутиста и ее няню, сославшись на то, что девушка якобы отпугивала посетителей.

Однако, позорные случаи для страны, у которой вся внешняя политика основана на постулатах о справедливости и равноправии народов. Как-то двуличненько получается, не правда ли? Собственно, данный казус и намереваются исправить чиновники.

Как отмечает заместитель министра труда и соцзащиты Алексей Черкасов, во-первых, будут усилены меры ответственности по уже предусмотренным законом правонарушениям для тех, кто нарушил права самых незащищенных потребителей. В частности, вводится новый состав административного правонарушения - это отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам, услугам в связи с его состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. За такое правонарушение в законопроекте установлен штраф для должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей, для юрлиц - от 50 до 100 тысяч рублей, говорят в Минтруде.

То есть в театр, кино, магазины, музеи, парикмахерские, автосалоны и т.д. двери должны быть открыты всем. Независимо от того, как ты ходишь, разговариваешь, выглядишь...

Но вместе с тем в ведомстве оговаривают, что исключением служат ситуации, когда отказ предоставить ту или иную услугу связан с обеспечением безопасности потребителя, сохранностью его имущества и другими установленными законом ограничениями. Право, мы же не позволяем двухлетнему ребенку засовывать пальцы в розетку только потому, что последнему любопытно посмотреть, что там внутри? Так и здесь, владелец бассейна имеет полное право не пустить человека с проблемами опорно-двигательного аппарата на самую высокую водяную горку с крутыми склонами и резкими спусками, дабы банально не навредить клиенту.

Но идем дальше. Также в разработанном законопроекте предусмотрено увеличение размера штрафа за введение покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара. Ведь сейчас никто не отвечает за то, что тот же самый инвалид по зрению может прийти в магазин и купить сенсорный телефон для связи. Мол, а мы причем? Человек захотел - продали. Претензий к самому товару нет? Нет. А чисто по-человечески, чтобы деньги не оказались потрачены впустую, - пардон, это отдельная услуга, которая к тому же денег стоит и называется «вип-обслуживание».

Собственно, подобное «вип-обслуживание» и хотят законодатели для социально уязвимых россиян сделать вполне обыденным, внеся в законопроект пункт об обязанности продавца информировать пожилого человека или инвалида, о пригодности товара сугубо для него. В идеале это должно будет выглядеть следующим образом: приходит пожилой человек или человек с ослабленным зрением в магазин бытовой техники и выбирает стиральную машину. Продавец, узнав о его особенностях здоровья, должен будет рассказать, какая машина ему подходит в большей степени, скажем, потому что она оснащена громкими звуковыми сигналами, а какая в меньшей.

Хотя, что мы все о технике. Не с российскими пенсиями нашим бабушкам и дедушкам и людям с ограниченными возможностями прицениваться к навороченным гаджетам. А вот в продуктовых магазинах подобное вето на «отстаньте, мне не до вас» вполне может пригодиться. Ибо хамить или игнорировать стариков станет себе дороже. А чтобы понять, почему, вернемся для наглядности в тот же продуктовый магазин. Только теперь перед нами инвалид по зрению с диабетом, который желает приобрести йогурт без сахара. И та же чрезмерно занятая продавщица, которая, махнув на полку с йогуртами, пространно замечает: «Выбирайте любой». Покупатель выбирает и... уже дома оказывается, что выбор оказался неверным. Конечно, следуя многолетней привычке, наш покупатель может и промолчать, с досадой выбросив продукт в мусорное ведро. Но! Может и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. А служба, в свою очередь, если законопроект одобрят в Думе, будет вправе оштрафовать физлицо на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, юрлицо - от 150 до 600 тысяч рублей. Получается, капля вежливости может заменить кому-то литр валерианки?

С одной стороны, весьма отрадно, что одна часть российского общества снова невзначай вспомнила про тех, кто долгое время был не у дел, и пытается заставить другую часть общества принять их. Но не нравится как раз способ этого благого, в общем-то, начинания. Не нравится это самое «заставить». Когда человека в который раз не вдохновляют, не сподвигают, а приставляют нож к горлу - мол, вежливость или кошелек. Получится ли с такими исходными данными изменить ситуацию к лучшему, не знаю. Но как же хочется, чтобы нарочитая вежливость впоследствии переросла в непосредственную искренность. Несмотря ни на что.

Марина КАНДРАШКИНА.

 
По теме
                                               Пресс-релиз   Приговором Кировского районного суда Ставропольского края   гражданка Х. осуждена за совершение преступления,
Осужденной за мошенничество жительницы Невинномысска пришлось заплатить деньги ради свободы Данил ЮРКОВ Осужденная за мошенничество жительница Ставрополья заплатила 100 тысяч рублей,
На минувшей неделе сотрудники органов внутренних дел Ставропольского края привлекли к ответственности 313 граждан за правонарушения, совершенные в общественных местах и посягающих на безопасность граждан.
Наследники Лермонтова - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Новый культурный проект «Наследники Лермонтова», посвященный 210-й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова, направлен на популяризацию художественного творчества великого поэта России и развитие креативных талантов молодежи.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Ставрополь – врата Кавказа - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Культурная площадка «Всем городом!» продолжает цикл встреч молодых исследователей и экспертов, блогеров и авторов идей, направленных на развитие нашего города, и приглашает на встречу, посвященную истории Ставрополя.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Творческая встреча с поэтессой Т. В. Сухоруковой-Лангуевой - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Ежегодно 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Это праздник для всех, кто любит стихи, неважно, писать или читать, ведь поэзия – одно из величайших искусств, созданных человеком,
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова