ЖИВОПИСЕЦ ЛЮБВИ

В Ставропольском изомузее проходит выставка работ Юрия Орлова

Выставка замечательного московского художника Юрия Орлова дарит жителям Ставрополя возможность контакта с высоким искусством живописи. Редкую возможность, учитывая, что речь идёт о современном искусстве, и вдобавок мастер — уроженец Ставрополя.

 

Критерии мастерства — спорный предмет, тут требуются аргументы, желательно неопровержимые, и я попробую их привести. Встреча с картинами Орлова меняет настроение зрителя, заставляет его испытывать те чувства, которые автор вложил в свои произведения, и ещё — это перекличка с великими произведениями прошлых веков, в них легко узнаётся продолжение работ, совершенство которых уже многие века очаровывает любителей живописи.

Свидетели чуда

Вот одна из главных, на мой взгляд, его картин — «Крещение», написанная в 1997 году. На выставке этой работы нет, но без нее невозможно представить творчество Орлова. Младенец в купели, священник, совершающий таинство, люди, обступившие купель — вроде обычная картина религиозного обряда. Но по выражению лиц персонажей нетрудно понять, что все здесь — свидетели чуда. Ведь духовное рождение — это, безусловно, чудо и есть. Помимо лиц важны руки людей, окруживших купель: бережные у женщины, держащей ребёнка; умные и красивые руки священника; руки пожилой женщины, сложенные в тихом восторге. Руки всех, кого мы видим на картине, не менее, чем лица, свидетельствуют о чуде. Но главное – мальчик постарше, которого мы видим на картине. Его левая, «берущая» рука протянута открытой ладонью вверх, а правая, «отдающая», лежит, готовая к помощи, на краю купели. Он единственный персонаж, чей взгляд обращён не на младенца, а к зрителю. И в моём сознании тут же родилась ассоциация с картиной Эль Греко «Погребение графа Оргаса». На первый взгляд, ничего общего — тут крещение, там погребение, тут простые русские люди конца двадцатого века, там — испанская аристократия конца шестнадцатого. Общее одно — чудо. Во время погребения графа с неба сошли святые Августин и Стефан, изображенные на картине Эль Греко, и на лицах людей то же изумление, что у присутствующих при крещении младенца на полотне Ю. Орлова.

Возможно, для меня, человека внимательного к звучанию слов, созвучие имён Оргаса и Орлова сыграло роль преувеличенную, и скептически настроенный читатель скажет: придумал невесть что. Укажу еще на одну деталь. Мальчик в крайнем левом углу картины — сын Эль Греко; и ровно на том же месте – на картине Орлова тоже мальчик. Эти персонажи — единственные, кто смотрит прямо на зрителя, а не на чудесное явление: они же не придуманы мной!.. Детское восприятие мира иное, чем у взрослых. Их жизненного опыта недостаточно, чтобы отличить чудо от обыденности. Самое простое для нас, взрослых, кажется детям чудесным и наоборот – чудо обыденно. Как в стихотворении «Память» Н. Гумилёва, «Колдовской ребёнок, «словом останавливавший дождь»?! Скажете, есть диаметральное различие в темах картин? Но разве нет неоспоримой связи между началом жизни и её завершением? Проигравшим — горе, выигравшим — хороший аппетит.

По правилам карточной игры

Особый случай у живописца Орлова являют собой картины с криминальными сюжетами. Как любое произведение искусства, своевластно захватывающее внимание, они имеют свою тайну. Ключ к одной — «Ровесники. Свет и тьма», кажется, мне удалось отыскать. Сюжет — задержание преступника. Боец в камуфляже и с автоматом стоит спиной к зрителю на фоне светлой стены. Напротив — элегантный гражданин в светлом пиджаке с поднятыми вверх руками. Он изображён на чёрном фоне. Хотите верьте, хотите — нет, но когда я его увидел, было такое чувство, будто мы были знакомы. Конечно же, это Жора. Примерно полвека назад теплым вечером, вернувшись в свой родной город из Воркуты, он, сидя во дворе, рассказывал нам, мальчишкам, байки из бандитской и лагерной жизни. Затаив дыхание, мы слушали. Надо же, столько лет прошло, а ОН совсем не изменился. Вечный Бандит, как Агасфер, ни внешне, ни внутренне не меняется.

На первый взгляд, всё ясно: «приплыл, голубчик». Но это первый, поверхностный взгляд. Дело в картах, которые выпали из поднятой руки преступника. Их три. Первой полетела десятка червей, затем карта, повёрнутая к зрителю «рубашкой», и последняя, самая верхняя — пиковый туз.

Десятка и туз — это очко. Художник показал: жизнь идёт по правилам карточной игры. Законы юриспруденции?.. Ну, не смешите, право. Очко — вот что главное: десятка и туз. Проиграл тот, против кого фортуна, а соблюдение закона не даёт никаких преимуществ и гарантий. Только излишние хлопоты. В этом уверен и Жора из моего детского прошлого, и человек на картине Орлова. Зритель становится свидетелем: карточный домик человеческого существования, сложенный из картонных прямоугольников с красными и чёрными символами, разрушился на наших глазах. Но почему нет и тени страха на лице того, к чьей груди прижат ствол автомата? Что, Орлов не сумел отобразить? Дерзость, насмешку и даже отпечаток пройденной много лет назад «малолетки» сумел, а простую эмоцию — страх — не получилось? Конечно же, дело не в том. Дело в отсутствии страха у бандита. Орлов ведь реалист, он понимает, игра продолжится, человек в светлом пиджаке все равно выиграет. Рано или поздно. Реальность существующей судебной системы такова, что по её правилам можно задавить ребёнка и доказать, что он сам, напившись пьяным, полез под машину. Можно вообще всё, если только у тебя в кармане большие деньги. Человек в светлом пиджаке, выходящий из тьмы, конечно, «победит» простака в камуфляже. Но это только в том случае, если они не из одной команды. Вероятнее всего, ствол, угрожающий преступнику, — просто ход в сложной игре.

Выигравшим – хороший аппетит

Имея такой ключ, можно рассматривать другие «детективные» картины. Вот «Проигранная партия». Помещение без окон, бильярдные столы, «силовики» «вяжут» братву. Те, кого «вяжут», естественно, проиграли, вот только — кому? Закону и порядку? Тогда почему речь идёт о проигранной партии? Ведь закон не играет с его нарушителями, он «ловит» их и наказывает. Какой в этом случае может быть проигрыш или выигрыш? Партия проиграна конкурентам, сумевшим наладить связь с властью. Вот это более верное предположение. А вот картина «Тупик». Символику произведения я не разгадал. Но, полагаю, — это все та же жизнь как игра: проигравшим — горе, выигравшим — хороший аппетит.

Юрий Орлов часто изображает то, что любит: свою семью, друзей, пейзажи родной природы. Наверняка и натюрморты его так хороши, потому что сам автор обожает фрукты, овощи и доброе вино, которые пишет. Еще одна вершина творчества художника — картина «Семейный праздник». На ней жена, в руках которой ваза с цветами, сам художник с бокалом вина, его сыновья, а на столе, конечно, фрукты. Всё и все выписаны с любовью и точностью.

И в заключение. Для того, чтобы передать впечатления от работ народного художника России Ю.Орлова, мне кажется, надо писать эссе, а не газетную статью. Было бы просто необходимо уделить внимание всему, что он любит.

Али САФАРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Автор Али Сафаров
 
По теме
Последний из могикан - Пятигорская правда В Доме Алябьева к 80-летию художника Глеба Белова открылась персональная выставка.
13.10.2017
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Кавказская здравница В Ессентукском историко-краеведческом музее открылась интересная и даже интригующая выставка картин члена Санкт-Петербургского творческого Союза художников России Олега Чернова.
11.10.2017
 
ОТ СТАВРОПОЛЬЯ ДО БРЯНСКА: АВТОПРОБЕГ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ДОВАТОРА - Комитет по делам национальностей и казачества В рамках Всероссийской «Вахты Памяти» казаки Ипатовского станичного казачьего общества Терского войска провели автопробег по местам боев 2-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса им.
18.09.2018
боевикам - Кисловодский Экспресс Кисловодским городским судом был приговорен к 4-м годам колонии молодого человека, который продал машину для того, чтобы пойти на войну в Сирии, об этом сообщает пресс-служба суда.
18.09.2018 Кисловодский Экспресс
Фото УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю 18 сентября около 8 утра на проспекте Карла Маркса водитель микроавтобуса «Мерседес» остановился чтобы пропустить пешехода на нерегулируемом переходе.
18.09.2018 Ставропольская правда
ВМЕСТО ВАЛЕНОК ИГРУШКИ И ЦВЕТЫ - Ставропольcкие ведомости Что можно себе представить при слове «войлок»? Обычно что-то серое, плотное и теплое - валенки.
18.09.2018 Ставропольcкие ведомости
ДОТРОНЕШЬСЯ ДО НОСА - И СЧАСТЬЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ - Ставропольcкие ведомости Город Кисловодск примечателен не только своими лечебными водами - в этом городе, единственном в нашем крае, вот уже 12 лет принимает гостей удивительный дом с необычными жильцами - дельфинарий.
18.09.2018 Ставропольcкие ведомости
НАША МОЛОДЕЖЬ ГОРЫ СВЕРНЕТ - Ставропольcкие ведомости В суете перед празднованием Дня города и края как-то скрылось от глаз ставропольчан важное событие.
18.09.2018 Ставропольcкие ведомости
Сквозь тернии … к финишу! - Пятигорская правда Настоящая гонка на выживание «КОММАНДОС» впервые прошла в Пятигорске. От заветной финишной черты участников отделяла полоса препятствий не для слабых.
18.09.2018 Пятигорская правда
спорте - Кисловодский Экспресс Д обавим: и о физической культуре. Наше печатное издание уже поведало читателям о том, что состояние физичес кой культуры и спорта в Кисловодске оставляет желать лучшего.
18.09.2018 Кисловодский Экспресс
ВСЕХ РАДЫ ВИДЕТЬ… - Администрация Буденновского МР В целях пропаганды  ценностей  физической  культуры  и  спорта,  здорового  образа жизни и вовлечения жителей Буденновского муниципального района в систематические занятия физической культурой и спортом,
18.09.2018 Администрация Буденновского МР
боевикам - Кисловодский Экспресс Кисловодским городским судом был приговорен к 4-м годам колонии молодого человека, который продал машину для того, чтобы пойти на войну в Сирии, об этом сообщает пресс-служба суда.
18.09.2018 Кисловодский Экспресс
Жители Пятигорска, которые живут по улице Центральной, просят местную администрацию обратить внимание на состояние проезжей части Авторы обращения, отмечают, что ямы на дороге уже достигли опасных размеров.
18.09.2018 Кисловодский Экспресс